Постановлением Совета Министров СССР «Об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению» (краткая информация о нем помещена в предыдущем номере) предусматривается создание прочной технической базы для массового развития в нашей стране водного туризма и спорта. Важные задачи в связи с этим предстоит решить нашим судостроителям.
Публикуем текст беседы с министром судостроительной промышленности СССР Борисом Евстафьевичем Бутомой. Вопросы задает ответственный редактор сборника «Катера и яхты» В. И. Лапин.
Вопрос: В настоящее время все большее число людей путешествует по воде на собственных лодках и катерах. Не дает ли это основания предполагать, что доля мелкого судостроения в общем объеме продукции судостроительной промышленности будет возрастать?
Ответ: Безусловно. Если в 1967 г. предприятиями министерства было выпущено для продажи населению 14,6 тыс. различных лодок и катеров, то в 1968 г. их выпуск достиг уже 28,8 тыс., в 1969 г. увеличится до 45 тыс., в 1970 г. — до 60 тыс., а в 1975 г. составит 170 тыс. штук. Напомню, что, кроме того, предприятиями других министерств в 1970 г. будет выпущено 67 тыс., а в 1975 г. — 150 тыс. лодок и катеров, не считая резиновых.
Вопрос: Какие типы малых судов вы считаете наиболее перспективными?
Ответ: Наиболее доступны и удобны в эксплуатации мотолодки многоцелевого назначения с подвесными моторами мощностью 20—50 л. с., рассчитанные на 4—6 человек. Из этой серии на предприятиях судостроительной Промышленности подготовлены к выпуску лодки «Крым», «Ока», «Сарган» и другие
Необходимо отметить, что сейчас появляются все новые и новые типы подвесных моторов средней мощности (17—25 л. с.). Вряд ли целесообразна такая многотипность сходных по характеристикам лодочных моторов. В то же время моторостроители автомобильной, авиационной и других отраслей промышленности отстают в части создания более мощных подвесных моторов и до сих пор не выпускают комплектные узлы дистанционного управления к ним.
Проектные организации министерства судостроительной промышленности приступили к разработке легких современных катеров со стационарными двигателями. Среди них назовем прогулочно-туристский катер с каютой на 4—6 спальных мест; с двигателем мощностью около 15 л. с. он будет развивать скорость 14—16 км/час. Другое судно этого типа — открытый (или со съемным капом) прогулочный катер вместимостью 4—5 человек, рассчитанный на скорость 40—45 км/час. Он будет оборудоваться стационарным конвертированным из автомобильного двигателем и поворотно-откидной колонкой нли водометным движителем (как модификация).
Вопрос: В сборнике обсуждается вопрос; какие материалы — пластмассу, легкие сплавы или дерево целесообразнее в настоящее время применять при постройке катеров и лодок для продажи населению. Интересно знать ваше мнение на этот счет.
Ответ: Общие тенденции в катеростроении характеризуются все более широким применением пластмасс, в частности, стеклопластика. Сейчас на ряде предприятий нашей отрасли строятся специализированные цехи для выпуска судов из стеклопластика.
В крупносерийном производстве наиболее освоены мотолодки из легкого сплава. Этот материал легче других позволяет механизировать технологические процессы и снизить трудоемкость, поэтому он должен найти применение и в будущем. Не следует, однако, забывать и такой традиционный для нашей страны материал, как дерево. Как показывает опыт, различные его сорта успешно могут применяться в катеростроении в сочетании с пластиками и эффективными защитными покрытиями (оклейка деревянного корпуса стеклопластиком и др.).
Вопрос: Мировой рекорд скорости на воде еще ни разу не принадлежал нашей стране. Между тем рекордные гоночные суда представляют интерес не только с точки зрения спорта, но и для ученых и конструкторов-судостроителей.
Каковы возможности постройки экспериментального судна со скоростью до 500 км/час с отечественным турбореактивным движителем?
Ответ: Уровень техники отечественного катеростроения, безусловно, позволяет создать конструкции гоночных глиссеров, на которых можно повышать мировые рекорды скорости на воде. Однако постройка таких глиссеров потребует значительных средств, поэтому целесообразность их создания и производства (учитывая к тому же его малосерийность) должна быть тщательно рассмотрена.
Вопрос: Для сравнительных испытаний подвесных моторов и корпусов мотолодок с 1967 г. проводятся ежегодные всесоюзные соревнования на приз сборника «Катера и яхты», на которых присутствуют представители моторостроительных заводов. Не находите ли вы, что было бы интересно привлечь и судостроителей к оценке конструкций и ходовых качеств оригинальных гоночных судов, представленных на гонках?
Ответ: Считаю полезным привлечение специалистов организаций судостроительной отрасли к оценке конструкций и ходовых качеств оригинальных быстроходных спортивных мотосудов. Достойно сожаления, что до сих пор это не делалось.
Вопрос: Как вы относитесь к идее организации периодических выставок — смотров продукции предприятий, выпускающих малые суда, моторы и оборудование к ним (аналогично проводимым в Лондоне, Париже и т. д.)?
Ответ: Международные выставки помогают лучше оценить уровень мирового катеростроения, увидеть тенденции развития и перспективы строительства определенных типов малотоннажных судов, применения новых материалов. Поэтому целесообразно участие наших предприятий в различных выставках, так же как и организация, в последующие годы, выставки катеров и лодок в Советском Союзе.
Вопрос: Какие пожелания вы хотели бы высказать по поводу содержания сборника и его оформления?
Ответ: Хотелось, чтобы сборники носили более инженерный характер, но с обязательным сохранением популярного уровня изложения материала. «Катера и яхты» не должны ограничиваться вопросами «любительской» постройки катеров, яхт и лодок, учитывая, что с развитием промышленного выпуска малотоннажных судов для продажи населению относительный объем «любительского» судостроения будет уменьшаться.
Специалисты, работающие в области создания новых типов малых катеров, яхт и лодок, должны иметь возможность обмениваться опытом на страницах сбориика. Думаю, что такие материалы будут представлять интерес и для большинства читателей.
В отношении оформления хотелось бы, чтобы его уровень не снижался, по сравнению с первыми выпусками.
Желаю больших успехов издательству «Судостроение» и всем товарищам, участвующим в создании сборника «Катера и яхты».
Журнал пользуется заслуженной популярностью в кругу судостроителей. Я сам всегда с нетерпением ожидаю его очередного выпуска.