Именно желанием использовать такой опыт, накопленный нашими любителями-конструкторами и профессиональными судостроителями, и руководствовался Комитет по малотоннажному судостроению научно-технического общества судостроительной промышленности им. акад. А. Н. Крылова, объявляя конкурс на лучший эскизный проект малого судна для промышленного производства. Условия конкурса (они были напечатаны в 13 номере 1968 г.) предполагали разработку проектов современных, безопасных в эксплуатации, простых по конструкции, технологичных и дешевых лодок для туризма, прогулок и рыбной ловли.
Прошло немногим более полугода, и вот на столе перед конкурсной комиссией лежат тридцать проектов, выполненных пока что неизвестными конструкторами: конкурс закрытый, т. е. имена авторов будут известны только после присуждения премий. Каждый проект предварительно тщательно рассмотрен несколькими специалистами, давшими свой отзыв.
Сразу же откладываются в сторону проекты, не удовлетворяющие условиям конкурса. Это — либо рассчитанные на кустарную постройку в любительских условиях конструкции, либо суда, спроектированные без всякого учета экономических соображений — с неоправданно большими размерениями, весом, дорогой и сложной конструкцией корпуса. Вряд ли, например, можно рекомендовать для серийного производства безусловно интересную лодку «Эврика» конструкции С. А. Парилова из г. Череповца. Корпус с большим числом натесных шпангоутов при заводской постройке потребовал бы излишне больших затрат труда, что сразу же сказалось бы и на стоимости лодки. К такому же результату приводит и насыщенность катера внутренним оборудованием. По оценке специалистов с верфей, стоимость такого катера заводской постройки составила бы 2—2,5 тыс. руб., тогда как любителю при самостоятельной постройке судно обойдется намного дешевле.
Другой пример плохого учета экономики — большой разъездной катер «Дельфин». Длина его — 7 м, ширина — 2,1 м, высота борта — 0,9 м; 70-сильный двигатель сообщает скорость 42 км/час с шестью пассажирами. Корпус из стеклопластика весит 460 кг. Понятно, что и этот катер нельзя рассматривать как судно для массового потребителя, хотя конструкция его отработана специально для заводской постройки крупной серией. Ведь один стеклопластик будет стоить 1500 руб., плюс еще 1000 руб. двигатель. Достаточно сказать, что такой же деревянный катер стоит от 3 до 5 тыс. руб.; ясно, что из пластика он будет раза в три дороже!
Не считались серьезными претендентами на призовые места и проекты двух, гоночных парусных катамаранов. При довольно больших размерах эти суда имеют ограниченные возможности для размещения экипажа и вообще предназначены для узкой цели — проведения гонок, т. е. проекты не отвечали условиям конкурса.
Проект за проектом откладывался в сторону, а комиссия так и не смогла единогласно принять какой-либо из них заслуживающим первой премии по всем пунктам условий конкурса. Многие проекты оказались лишь незначительным усовершенствованием известных стандартных типов лодок, другие — содержали оригинальные конструктивные решения, но в целом требовали значительной доработки.
Вторую премию присудили проекту мотолодки «Крым», представленному на конкурс В. Нелипой из Феодосии. Конструктор выбрал для своего проекта наиболее реальный материал — алюминиево-магниевый сплав АМг5, применяющийся на многих судостроительных заводах1. Предусмотрено широкое применение штамповки и сварки взамен менее производительной клепки. Лодку предполагается выпускать полностью оборудованной для дальних туристских походов — с мягкими сиденьями, дистанционным управлением мотором «Вихрь», складным тентом для защиты от непогоды, сигнально-отличительными огнями. В носу и корме расположены блоки пенопласта, обеспечивающие непотопляемость лодки в аварийных случаях, и багажники для размещения походного снаряжения. В корме выделен отсек для хранения подвесного мотора и топливных баков.
На лодке может быть применен подвесной мотор мощностью до 40 л. с. С серийным «Вихрем» (18 л. с.) с 4 человеками на борту лодка идет со скоростью 31,6 км/час — это уже удалось проверить на испытаниях опытного образца «Крыма». Как видно, скорость выше, чем при таких же условиях у серийной лодки «Прогресс»; получено это за счет снижения веса корпуса до 100 кг и уменьшения ширины лодки (1,53 м по палубе и 1,36 м по скуле у транца). Благодаря более острым обводам днища в носу «Крым» лучше сохраняет ходовые качества на волне, в меньшей степени подвергается ударам. По предварительным расчетам стоимость новой лодки будет не выше, чем «Прогресса». Хорошее мнение у конкурсной комиссии осталось от фотографий опытного образца лодки, свидетельствующих о ее современном экстерьере и оформлении.
Однако первую премию «Крыму» не присудили, главным образом, из-за некоторой сложности конструкции корпуса. Пластичные свойства сплава АМг5 использованы явно неполностью. В частности, продольные ребра по днищу предусмотрены приварными на точечной контактной сварке, хотя их выгодно было бы заменить выштампованными гофрами. Окончательная оценка предлагаемой мотолодки, по сравнению с «Прогрессом», выглядит так: она легче, быстроходнее, долговечнее, комфортабельнее, дешевле.
При разработке проекта катера «Импульс», получившего третью премию, его авторы — инженеры Горьковского конструкторского бюро по судам на подводных крыльях В. В. Поздин и В. Н. Сергеев поставили перед собой задачу создать массовый катер с серийным автомобильным двигателем, а в качестве движителя применили водомет, — устройство, более дешевое, чем реверс-редуктор, обеспечивающее высокую проходимость катера и другие удобства в эксплуатации, по сравнению с гребным винтом.
При установке двигателя «М-21» («Волга») расчетная скорость катера с двумя человеками 52 км/час. С двигателем от «Москвича-408» при полной нагрузке (4 чел.) предполагаемая скорость будет около 37 км/час.
Корпус катера имеет современные обводы с притупленным очертанием носа. На днище предусмотрены реданы. Благодаря большой ширине (L/B=2,7) катер очень остойчив и имеет небольшую осадку (0,25 м) при полной нагрузке в 5 чел. Катер пригоден не только для мелководья — его мореходные качества достаточны для того, чтобы пересекать и большие водохранилища. В прочном корпусе из стеклопластика размещены воздушные отсеки, предусмотрены обширные багажники в носу и корме. Разумеется, катер предполагается оснастить всем необходимым оборудованием для дальних путешествий (мягкие сиденья, раскладывающиеся в койки; тент; электроосвещение и т. п.).
Пожалуй, «Импульс» — минимальный катер для автомобильного двигателя. Но, несмотря на небольшие размеры, стоимость его будет сравнима со стоимостью дешевого легкового автомобиля. Калькуляция проста: 200 кг стеклопластика в корпусе — 800 руб., двигатель с водометом — 600 руб., оборудование и монтаж — еще 1000 руб. Поэтому конкурсная комиссия сочла необходимым отметить поощрительными премиями две более простые, легкие и потому более дешевые лодки' из того же пока что только перспективного материала.
Одна из них — это глиссирующая мотолодка «Звездочка», проект которой разработал также горьковский инженер С. А. Калинин (ЦКБ по судам на подводных крыльях). Основное требование, положенное конструктором в основу проекта, — возможность перевозки лодки на крыше легкового автомобиля. Соответственно и выбраны размеры: длина 3,5 м, ширина 1,5 м, высота борта 0,54. Ширина днища всего 1,2 м, что должно обеспечить высокую скорость под моторами средней мощности («Ветерок» и «Москва»), Оптимальны и изогнуто-килеватые обводы типа «крыло чайки», повышающие гидродинамическое качество днища и обеспечивающие мягкий ход лодки на волне. В верхней части бортов предусмотрены выступы по 150 мм, которые при большом крене входят в воду и повышают остойчивость лодки. Однако комиссия не оценила кажущуюся оригинальность идеи, прежде всего из-за непрактичности этих выступов при эксплуатации лодки. Недостатком «Звездочки» является и ее большой вес — 100 кг. Безусловно, подобная тяжесть вряд ли приемлема для легкого кузова «Москвича», особенно если лодку нужно перевозить на большие расстояния.
Конструкция, состоящая всего из двух частей — собственно корпуса и палубы с сиденьями, достаточно проста и технологична для крупносерийной постройки. Требуется только одна операция при сборке — соединить винтами обе части, заранее отформованные в матрицах. Следовательно, экономится труд рабочих, получается выигрыш и для будущих покупателей. Экономичность конструкции объясняется и тем, что прочность и жесткость корпуса обеспечиваются за счет гофров и высадок в обшивке, получаемых при формовании корпуса Непотопляемость придается блоками пенопласта, приклеенными под сиденьями и палубой.
Разборная пластмассовая лодка «Юбилейная», проект которой представлен коллективом авторов под девизом «Факел», также удостоена поощрительной премии. Корпус этой легкой лодочки (25 кг) собирается из трех секций на сквозных болтах и прокладках из эластичного пенопласта. Благодаря малым габаритам в сложенном виде (пакет 0,40X0,82X0,85 м) лодку можно перевозить в багажнике «Волги» или даже на мотоцикле, в электричке, на городском транспорте. Конечно, для туризма «Юбилейная» мало пригодна, но ведь лодки нужны и для рыбной ловли или охоты где-нибудь на лесном озере! На испытаниях опытного образца остойчивость ее проверялась при стрельбе сидя и с колена под любым углом к борту; лодка не получает при этом опасного крена. А если она вдруг и перевернется, то останется на плаву благодаря пенопласту общим объемом 18 дм3, закрепленному в корпусе.
К недостаткам лодки отнесены несколько примитивные архитектура и способ соединений секций. Конструкторам, вероятно, следует еще поработать, прежде чем предложить лодку для массового выпуска.
Заслужила одобрение и вторая одноместная пластмассовая лодочка «Мидия», разработанная этим же коллективом. Ее корпус длиной 2,10 м и шириной 1,1 м также весит 25 кг и может перевозиться на верхнем багажнике автомобиля. Лодку удобно держать на даче, на берегу небольшого озера. С нее можно рыбачить или охотиться. Однако привлекательны не только эксплуатационные качества лодки, но и рациональная конструкция. Корпус выклеивается в одной матрице, причем одновременно с обшивкой формуется и жесткий привальный брус. На сборке остается вклеить банку из пенопласта, закрепить подуключины и носовой рым. Чувствуется, что конструкторы предусмотрели все, чтобы трудоемкость постройки лодки и ее стоимость были минимальными. Остается пожелать еще, чтобы запас остойчивости и непотопляемость лодки были увеличены и позволили бы использовать лодку для 2—3 человек. Тем более, что «стоить» это будет немного — еще 10 см ширины, 20 — длины и 10—15 кг веса дополнительно. Думается, что эти цифры не будут критическими и транспортабельность лодки от этого увеличения размеров не пострадает.
Из пластика было представлено наибольшее число работ — 16; неудивительно, что им присуждено и наибольшее число премий и грамот. Еще один пластмассовый катер (девиз «Проран») отмечен почетной грамотой Центрального правления общества. Эта большая и сложная работа выполнена конструктором известной лодки «Прогресс» Л. П. Зимаковым. Так же, как и на «Импульсе», на «Проране» установлен "водометный движитель с автомобильным мотором «М-21». Главные его размерения: длина 5,6 м, ширина 2,0 м, высота борта 0,95 м; вес порожнего катера — 600 кг. Катер проектировался для дальнего туризма, поэтому предусмотрена каюта на 4 спальных места (еще два человека могут располагаться на полу в кокпите). При полезной нагрузке 400 кг катер, по расчетам, сможет развить скорость 45 км/час. Полная нагрузка составляет 750 кг, из них 140 кг — запас горючего, которого должно хватить примерно на 300 км пути.
Изогнуто-килеватые обводы с углом внешней килеватости 10° на миделе и 6° на транце обеспечивают плавный ход катера на небольшом волнении, а встроенные воздушные отсеки гарантируют непотопляемость судна при получении пробоины или в других аварийных случаях. По мнению комиссии, расчетный вес катера 270 кг несколько занижен, даже если сравнивать его с весом корпуса «Импульса» (200 кг). Вряд ли повышение веса от увеличения размеров корпуса и рубки составит 70 кг. Жесткость днища следует повысить, учитывая большое водоизмещение и значительную скорость катера.
Интересный проект небольшого двух-трехместного катера с двигателем «СМ-557Л» представил москвич В. С. Куйбышев. Основные данные лодки: длина — 3,20 м, ширина — 1,40 м, высота борта — 0,55 м, вес порожнем — 120 кг.
Остроскулый корпус предусмотрено обшивать фанерой толщиной 2,5 мм и оклеивать снаружи и изнутри стеклопластиком. Таким образом при незначительном расходе стеклопластика используется важное свойство этого материала — его долговечность. Вес увеличивается не намного, зато получается прочная композитная конструкция, не нуждающаяся в подкреплении большим количеством набора. Поэтому в корпусе предусмотрены всего две жесткие переборки и несколько флоров; остальной набор — продольные стрингеры из реек. Тем самым удалось устранить трудоемкие и требующие высокой квалификации исполнителей ручные операции по сборке шпангоутных рамок из большого числа деталей. Рациональная конструкция корпуса отмечена конкурсной комиссией как достоинство проекта.
К недостаткам его отнесены отсутствие в серийном производстве угловых реверс-редукторов или колонок, позволяющих установить двигатель у транца. Сомнительны такие преимущества транцевого носа при довольно большой расчетной скорости 37 км/час. Легко представить себе, что произойдет при встрече такого носа с крутой речной волной!
И, наконец, еще один проект, заслуживший почетную грамоту, — надувной прогулочный катамаран «Туман», разработанный Э. Г. Романченко из поселка Большекаменск Приморского края. Две цилиндрические камеры диаметром 450 мм и длиной 5 м из прорезиненной ткани соединены мостиком, на котором могут расположиться два человека. Катамаран легко собрать и подготовить к спуску на воду, его можно использовать и под мотором мощностью до 5 л. с., и с парусом площадью 7,5 м2. Вес с парусным вооружением не превысит 65 кг. Длина всех деталей мостика и рангоута не превышает 2 м. Благодаря малым габаритам и весу катамаран можно будет перевозить в любую часть страны, чтобы совершать путешествия по самым неосвоенным и диким местам. Он может быть также хорошим развлечением в погожий солнечный день у пляжа. Думается, что подобное судно имело бы не меньший спрос, чем надувные лодки, которых ежегодно продается сейчас по нескольку десятков тысяч.
Итак, мы познакомили читателей с восемью лучшими проектами, которые предложены участниками конкурса для дальнейшей разработки и освоения промышленностью. Будем надеяться, что все оригинальные идеи будут воплощены и в промышленных образцах лодок, и любителями при самодельной постройке своих судов.
В следующих номерах сборника предполагается публикация более подробных материалов о конкурсных проектах, отмеченных премиями и грамотами, а также о тех других проектах, которые были еще до конкурса реализованы их авторами.
Примечания
1. О преимуществах алюминиево-магниевых сплавов перед дуралюминами (сплавы алюминия с медью) говорилось в статье «Материал больших возможностей» в 12 номере (1967 г.)