Комфортабельный винтовой катер «Пелла» (следующий по порядку) тоже из стеклопластика. Его водоизмещение 1,7 т, длина 7 м. Двигатель «М53ФУЛ» мощностью 70 л. с. обеспечивает ему скорость до З8 км/час.
Еще один водометный катер — «Касатка». Он меньше (длина всего 4,5 м), да и скорость пониже — 30 км/час ори 33-сильном «М36». Он очень похож на катер-водомет конструкции Э. Клооса (ом. вып. 5). Оказывается, это очередная его модификация!
Мелкие лодки из фанеры и пластика выставлены у стены павильона. Это «Вятка», «Кафа», тузик, «Утка», «Лилия», «Юг», «Октябрина».
Итак, «Кафа», «Юг», «Лилия» и «Октябрина». Все эти лодки предназначены для любителей водного туризма. О первых трех из них читателям сборника уже известно, а об «Октябрине» мы еще ничего не сообщали. Это — красивая двухместная лодочка длиной 3 м для прогулок по рекам и озерам на веслах или под мотором малой мощности. Вес ее 75 кг. Вы можете осмотреть и недорогую шпоновую мотолодку «Вятка» (к сожалению, выпуск ее прекращен).
Охотники и рыболовы толпятся около пластмассовой «Утки». Это тоже далеко не новинка: мы рассказывали о ней еще в 5 выпуске, но в продажу она так и не поступала. Рядом — трехсекционная лодка-одиночка из стеклопластика, надежная и сравнительно легкая, но, пожалуй, слишком дорогая (по слухам 150 руб.) и это опытный образец.
Девушка заинтересовалась тузиком. Он явно нравится ей. Такой яркий, нарядный! А мы даже не поняли, для кого предназначена эта тяжеловесная и опять же недешевая лодка. Сделав этот снимок, мы остановились в недоумении. Выставка кончилась, а мы так и не видели новых надежных и недорогих лодок, которые выпускались бы для широкой продажи в наших спортивных магазинах. Экскурсоводы охотно пояснили, что поскольку так называемые «суда народного потребления» и моторы к ним выпускаются не только судостроителями, но и предприятиями самых различных ведомств, то демонстрироваться они могут во многих других павильонах.
Первым делом нам посоветовали побывать на выставке — смотре товаров народного потребления. 30000 экспонатов! Огромный павильон. Все для отдыха и спорта! Тут выяснилось, что катера и яхты, в отличие от мотоциклов и автомобилей, товарами широкого потребления почему-то не считаются, а потому им здесь и не место. К счастью, на лодочные моторы это правило не распространяется. Мы видим новенькие «Москву-25» и «Ветерок-12» (опытные образцы). А рядом, для возбуждения аппетита, огромное фото — большой катер-катамаран с 60-сильным «Джонсоном» тащит воднолыжника. Водные лыжи, между прочим, представлены широко, а вот кто будет буксировать наших лыжников опять-таки неясно. В окружении лыж стоит не мощный спортивный катер, а гоночный пластмассовый «Финн» — единственная, не считая игрушечных, яхта на всей ВДНХ. Почему именно этот швертбот стоимостью 1630 руб. попал-таки в товары народного потребления наряду с байдаркой «Салют» — остается загадкой!
На вопрос, не было ли показано что-нибудь подходящее для воднолыжников в прошлом году, стает нашелся в павильоне «Транспорт». Здесь, на юбилейной выставке технического творчества молодежи экспонировался спортивно-прогулочный катер из стеклопластика «Кристалл», созданный группой московских инженеров-энтузиастов. Если верить сохранившейся этикетке, этот катер (вес 150 кг; длина 4,5 м) под мотором «Вихрь» показывает скорость до 55 км/час. Стоит ли говорить, что до сих пор сыпятся на него запросы и заказы, а катер так и остался в единственном экземпляре, па этой же выставке были показаны очень интересные подвесные моторы: гоночный «АИ-1-Сич» (29 л. с.; 175 см3) и туристский «Сич-17Т» (17 л. с.; 250 см3; вес около 30 кг), разработанные молодежным общественным КБ. Их судьбой тоже интересуются многие посетители ВДНХ...
Теперь мы уже заходили во все павильоны по порядку. Самый приятный сюрприз ожидал нас на площадке авиационной техники. Здесь, под колесами могучих «Ту» и вертолетов, авиаторы показывают свой «ширпотреб»: речь идет о «Прогрессе» и «Оби», с которыми читатели также хорошо знакомы! Химики, демонстрируя чудесные возможности синтетических материалов, с гордостью показали сконструированный в Риге двухместный тузик из стеклопластика и новую 5-местную надувную лодку «ЛМН-5» (эта лодка под мотором «Москва» развивает скорость хода до 13 км/час).
Возвращаясь в редакцию, мы мечтали. О том, как было бы хорошо, если бы собрались на ВДНХ представители всех заинтересованных ведомств да и устроили бы общую выставку всех выпускаемых и разработанных лодок и моторов. Чтобы можно было видеть и сегодняшний и завтрашний день нашего малого флота. Кстати, некоторый опыт уже есть. Так, по неофициальным сведениям, в августе 1967 г. в Москве проводился очень интересный смотр судов и моторов народного потребления. Так почему же не сделать такой показ техники открытым для многих тысяч желающих?
Награды ВДНХ
За хорошую конструкцию и успешное освоение мотора «Ветерок» Главный комитет Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР наградил коллектив Ульяновского завода малолитражных двигателей дипломом второй степени. Одновременно за участие в разработке и освоении массового выпуска лодочных моторов Главный комитет ВДНХ наградил: серебряной медалью — главного инженера УЗМД Л. Н. Томилина, бронзовыми медалями — ведущего конструктора завода И. С. Самсонова, начальника отдела лодочных моторов ГКЭБ Е. И. фишбейна и наладчика отдела главного технолога Ф. А. филлипова.
За разработку и освоение массового выпуска лодочного мотора «Москва-М» Ржевский машиностроительный завод награжден дипломом третьей степени.
Бронзовыми медалями-награждены: зам. главного конструктора завода Г. И. Курганов, слесарь экспериментального участка ОГК Г. М. Костин и начальник техбюро штамповочного цеха М. И. Лаврентьев.