Информация об изображении
Отборочные гонки в Киле (на переднем плане «Шиллила», затем «Трайс», «Солинг» и «Трайэл»)
Уже в течение пяти лет Международный парусный союз IYKU работает над созданием новых классов современных гоночных яхт, в которых нашли бы отражение последние достижения в области яхтостроения. В то же время эти яхты должны способствовать дальнейшему росту популярности парусного спорта, т. е. быть доступными по цене возможно более широкому кругу людей, не требовать значительных затрат на ежегодный ремонт и транспортировку к месту гонок.
Отборочные гонки в Киле (на переднем плане «Шиллила», затем «Трайс», «Солинг» и «Трайэл»)
Одним из таких классов является килевая яхта с гоночным экипажем из трех человек. Получивший широкое распространение «Дракон» уже не может считаться современной яхтой (ее проект был разработан норвежцем И. Анкером в 1929 r.), а яхты формульного класса «R-5,5» чрезмерно дороги, так как не являются монотипами: даже при серийной постройке «пятерка» стоит вдвое дороже «Дракона».
По условиям конкурса на проект новой яхты-тройки, объявленного IYRU в начале 1965 г., длина яхты по ватерлинии должна быть не более 6,7 м (22 фута), водоизмещение не менее 1,67 т, осадка — 1,37 м и площадь парусности — 28,8 м2.
Судно должно быть непотопляемым, а конструкция корпуса предусматривать возможность постройки его из стеклопластика. В этом конкурсе призами были отмечены работы американских конструкторов М. Тарабоччи («Матаран-22»), Г. Мулла («Ризалт») и голландского конструктора Ван де Стадта («Трайс»).
Только голландцу удалось построить по своим проектам две яхты — «Трайс» и «Трайэл» к началу отборочных гонок в Киле в сентябре 1966 г. — Стадт является владельцем крупной яхтенной верфи. Тем не менее, американцы все же представили на эти гонки две яхты, построенные, правда, не по призовым проектам. Это были «Конкуэрор» конструктора Бриттона Ченза-младшего и «Шиллала» Скипа Этчелза.
Как и другие проекты Ченза, «Конкуэрор» отличается многими оригинальными решениями. Центр парусности и фальшкиль смещены в корму, мачта установлена почти на миделе. Очевидно, конструктор этим пытался достичь ровного положения яхты при крене, уменьшить силы инерции от веса мачты при качке. Стреловидный киль-плавник снабжен элероном на кормовой кромке для увеличения силы сопротивления дрейфу: при отклонении элерона в подветренную сторону профиль киля становится несимметричным. «Глубокий» эффективный руль установлен отдельно от киля. Ширина (см. таблицу) несколько меньше, чем у других яхт, что компенсируется свинцовым фальшкилем весом 1100 кг — самым тяжелым среди всех претендентов. Обратили на себя внимание ровная, без седловатости, линия палубы и очень низко расположенный гик. Легкий и прочный деревянный корпус яхты построен на финской верфи «Ватор», алюминиевая мачта — английской фирмы «Проктор».
Проект Этчелза по обводам и парусному вооружению близок к яхтам класса «R-5,5», но предусматривает плавниковый киль и установленный отдельно от него руль. Сам Этчелз является владельцем всемирно известной фирмы «Олд Гринвич», построившей более 300 «звездников». Чемпион мира в «Звездном» классе 1951 г., он окончил Мичиганский университет по специальности проектирование судов. При максимальной площади парусности, допускаемой правилами, его «Шиллала» имеет минимальную смоченную поверхность, легкий корпус с длинными свесами, большой шириной и высоким надводным бортом.
Обшивка выполнена клееной из кедровых реек и покрыта снаружи и изнутри стеклопластиком. Средняя толщина обшивки получилась равной 25 мм. Палуба выклеена из двух диагонально расположенных слоев кедровых планок толщиной 6 мм и покрыта стеклопластиком. На яхте установлена гибкая мачта из спруса, которую, по мнению Этчеллза, гораздо легче настроить, чем алюминиевую. Плавник киля выполнен сварным из стали и заполнен в нижней части свинцовым балластом.
Обе голландские яхты идентичны по обводам и конструкции, но руль у «Трайс» закреплен на киле, а у «Трайэл» — на кормовом плавнике. В отличие от американских, в пластмассовые корпуса этих яхт встроены отсеки, заполненные пенопластом и обеспечивающие непотопляемость судна в случае заливания кокпита водой.
Две яхты — «Ко6олд-XXI» и «Трио» конструкции В. Лемана и П. Бозе — прибыли из ФРГ. Первая яхта с обшивкой из красного дерева была построена в ГДР, вторая имела трехслойную конструкцию обшивки из пластмассы. «Коболд» практически ничем не отличалась от «пятерки».
Седьмая яхта — «Солинг» конструкции норвежца Яна Линге — по своим размерениям оказалась меньше заданных, но все же была допущена к гонкам. Корпус (на метр короче, чем у остальных конкурентов) изготовлен из стеклопластика. Фор- и ахтерпики использованы как отсеки плавучести общей емкостью 1,78 м3. Алюминиевая мачта фирмы «Проктор» установлена шпором на палубе, что позволяет в широких пределах регулировать центровку яхты. Плавниковый киль весом 580 кг литой из чугуна (на других яхтах фальшкиль свинцовый весом около 1000 кг).
Киль крепится к корпусу десятью болтами и для перевозок на дальние расстояния может быть отделен от корпуса. Из всех представленных на испытания яхт «Солинг» была самой легкой и дешевой. Отборочные соревнования в Киле проходили при различных условиях ветра (от 2 до 14 м/сек) и волнения. В восьми из 11 гонок «Шиллала» под управлением Этчелза первой пересекла финишный створ, в двух оказалась шестой и в одной из-за разрыва контрштага сошла с дистанции. Яхта отличалась хорошими лавировочными качествами и остойчивостью. Даже в сильный ветер экипажу не приходилось ее откренивать. Но особенно быстроходна «Шиллала» на курсе бакштаг, когда под спинакером она легко выходит на глиссирование. «Конкуэрор» на полных курсах неизменно оставался позади, хотя в бейдевинд на крупной волне заметно выигрывал у «Шиллалы». Яхта Ченза показала второй результат в этих гонках (3 первых места, 4 — вторых, 2 — третьих, 1 — не финишировала), но оказалась менее остойчивой, чем другие яхты, В свежий ветер команде приходилось постоянно висеть на борту, откренивая яхту; из-за низкого борта в носу «Конкуэрор» принимал воду на палубу, Работу команды затруднял и низко расположенный гик.
Достаточно удачными оказались и яхты Стадта, но симпатии компетентной комиссии из представителей пяти стран больше клонились в пользу «Солинг». Несмотря на то, что яхта была короче и несла на 7% меньше парусов, чем конкуренты, она дважды приходила второй и дважды третьей. На лавировке «Солинг» проигрывала более крупным яхтам, особенно в слабый ветер, но не полных курсах разрыв быстро ликвидировался.
Обе немецкие яхты оказались неудачными. В одной из гонок при 25—28-узловом ветре, идя под спинакером, «Трио» врезалась носом в волну и затонула — сказались недостаточная плавучесть острого носа и слишком носовое положение мачты. Яхту сразу подняли, но и в последующих гонках ее результаты были невысокими. У «Коболд» порывом ветра сломало мачту.
Рассмотрев результаты испытаний 1966 г., IVRU не смог утвердить какую-либо яхту в качестве нового класса-монотипа. Решено было повторить гонки через год.
В этих гонках, состоявшихся в августе 1967 г. в Травемюнде (ФРГ), приняли участие 9 гоночных яхт и среди них, для сравнения, новая яхта класса «R-5,5» под управлением известного багамского рулевого Р. Симонетте и «Дракон». Из остальных судов только «Солинг» и «Конкуэрор» не претерпели никаких изменений за прошедший год. Этчелз построил новую «Шиллалу» целиком из пластмассы; Стадт в новой «Фрайэл» соединил лучшие качества своих прошлогодних яхт. Кроме реконструированной «Коболд», Западная Германия выставило новую пластмассовую яхту «Триас». Итальянскую яхту «Андер» повел в гонки чемпион ФРГ в классе «Летучий Голландец» Бейлкен, владелец известной парусной мастерской.
Снова «Шиллала» была недосягаема, только в трех из 13 гонок уступив первенство «Конкуэрору». Стабильные результаты показала и яхта Ченза, лишь два раза финишировав третьей. Стадт на «Фрайэл» показал третий результат. «Дракон» не смог конкурировать с новыми яхтами и в каждой гонке замыкал таблицу результатов. При семимильной дистанции он отставал в среднем на 18 мин. от «Шиллалы» и на 6 мин. от «Солинг».
«Солинг» в одной гонке финишировала третьей, в 4 — четвертой, в 4 — седьмой, в 3 — пятой и в 1 — шестой. Но, как признала комиссия, ее проигрыш на финише был не так велик, если принять во внимание существенную разницу в размерах с другими яхтами. Наконец, решающим фактором в рекомендации нового класса была стоимость — «Солинг» оказалась самой дешевой яхтой. В Норвегии постройка «Солинг» стоит 3000 долларов, в США — 4000, в то время, как «Конкуэрор» обходится владельцу в 6000 (при исполнении из стеклопластика), «Шиллала» — в 5930, «фрайэл» — в 4200. Для сравнения заметим, что постройка яхты класса «Дракон» (деревянной) в США стоит 6—7 тыс. долл., «пятерки»—свыше 10 тыс. «Солинг» дешевле в эксплуатации и при перевозке: установив яхту на трейлер, ее можно буксировать даже за легковым автомобилем. Все это, а также быстрый рост популярности яхты (за первый же год было построено 65 судов этого класса) позволило IYRU на ежегодном заседании в ноябре 1967 г. утвердить «Солинг» в качестве нового монотипа. По мнению крупнейших авторитетов яхтенного мира, «Солинг» уже в ближайшие годы получит самое широкое признание.