Впервые «Финн» появился на гоночных дистанциях в 1950 г. С тех пор его вооружение, вначале подкупавшее своей простотой, постепенно усложнялось. Появились погон гика-шкота и приспособление для регулировки величины и формы пуза паруса. Правила постройки и обмера разбухали по мере того, как рулевые и строители «финнов» познавали и совершенствовали этот класс.
Для постройки корпусов стали применять новейшие материалы, оборудовали суда встроенными воздушными ящиками, уточняли влияние продольного и вертикального распределения весовой нагрузки на ходовые качества, но все это приводило к необходимости введения в Правила постройки новых и все более строгих ограничений. Однако теперь этих ограничений уже недостаточно, чтобы обеспечить строгую «монотипность» всех строящихся «финнов». Продолжать ужесточение допусков нельзя (хотя применение стеклопластика позволяет это сделать), так как во многих странах продолжается строительство деревянных «финнов».
Не удается обеспечить и равное качество рангоута. Деревянные мачты, изготовленные по одному чертежу и с самыми строгими допусками, имеют различную гибкость вследствие неоднородности упругих свойств дерева; в то же время различие в гибкости мачт оказывает большое влияние на форму паруса, а следовательно, и на ходовые качества судна.
Но «немонотипность» — это не единственный недостаток «финнов». На курсе фордевинд из-за недостаточной плавучести носовой части они часто зарываются в бегущую впереди волну. Швертбот несет очень мало, по современным взглядам, парусов. Водоотливные эжекторы устаревшей конструкции непременно должны быть заменены самоотливным кокпитом. Существенным недостатком «Финна» является и то, что он дает большой выигрыш более тяжелому рулевому при лавировке в сильный ветер; преимущество, которое получают рулевые малого веса на полных курсах и в слабый ветер, не может полностью компенсировать этот выигрыш. Кроме того, «Финн» сравнительно дорог. Наконец, надо упомянуть и о решении IYRU, начиная с 1972 г. не допускать к Олимпийским играм суда классов, спроектированных более 20 лет назад.
Все эти причины и заставили принять решение о создании нового класса швертбота-одиночки. При этом вовсе не ставится целью немедленная замена «Финна». Предполагается сделать оба класса существующими на равных правах и дать событиям развиваться своим чередом.
На конкурс было представлено 29 проектов из 11 стран. Перед жюри, в состав которого входил и четырехкратный олимпийский чемпион Пауль Эльвстрем, стояла непростая задача: выбрать проекты, в которых наиболее полно воплотились современные тенденции развития одиночек. В конце концов премия в 100 гиней была разделена между авторами трех проектов, причем два из этих проектов были развитием «Финна».
Таблица 1
Швертбот «Цирис» Витторио Ломбарди (Италия) — самый крупный (табл. 1) из трех премированных. Корпус пластмассовый с оригинальной формой носовой палубы, которая поддерживает мачту у самой пятки гика. Так же, как и на «Финне», предусмотрена вращающаяся пластмассовая или деревянная мачта. Трубчатый ликпаз прикреплен к мачте снаружи. Гик соединен с мачтой тройником из легкого сплава.
Кокпит самоотливной. Бортовые участки палубы скруглены и отогнуты вниз для удобства откренивания.
Днище в средней и кормовой части имеет плоские образования, характерные для глиссирующих швертботов. Большой развал бортов может затруднить плавание на зыби при ослабевающем ветре. Благодаря круговым обводам по шпангоутам смоченная поверхность корпуса невелика. Пластмассовые шверт и руль (мечевидные, оптимальные для лави-ровки) позволяют регулировать центровку без изменения площади бокового сопротивления.
Швертбот имеет слишком большой вес — он лишь на 5 кг легче «Финна». Другим недостатком является такое устройство степса, которое не позволяет наклонять мачту назад для уменьшения расстояния между гиком и палубой в слабый ветер, что важно для повышения эффективности паруса.
Проект «Близэд» Э. Стаэли (Швейцария) также является развитием «Финна». Вооружение почти не изменилось, но площадь паруса увеличена до 9,7 м2. Рулевой на «Близэд» имеет большие возможности для откренивания, чем на «Финне», благодаря выдвижному сиденью и увеличенной ширине по палубе. Конструкция выдвижного сиденья интересна тем, что оно перемещается по длине судна, так как доска подложена под два продольных рельса.
Корпус с самоотливным кокпитом — пластмассовый, а шверт, имеющий сравнительно небольшое удлинение, руль и выдвижное сиденье — из 18-миллиметровой фанеры. Рангоут предполагается изготовить из спруса. Проводка гика-шкота возможна только на транец (из-за передвижной доски), что является недостатком вооружения швертбота.
«Той» Тони Аллена (Англия) задуман как скоростное глиссирующее судно с остроскулыми обводами в кормовой части. Нос имеет полные обводы, что обеспечивает хорошую всхожесть швертбота на волну. Ширина корпуса уменьшена до 1 м. Для откренивания предусмотрено выдвижное сиденье. Алюминиевая мачта, заполненная пенопластом, сдвинута несколько дальше в корму, чем обычно, и раскреплена вантами и штагом.
Вес пластмассового, армированного тремя слоями стек-ломата корпуса составляет 27—31 кг; полный вес швертбота 63,5 кг. Водонепроницаемые отсеки, предусмотренные в корпусе, обеспечивают непотопляемость, а узкий корпус и плавучесть мачты облегчают спрямление швертбота при опрокидываниях. Прямолинейные обводы этой лодки удобны для обмера. Недостатком судна является то, что рулевой не имеет возможности регулировать дифферент.
Все эти три призовых проекта выполнены конструкторами-любителями, но в конкурсе участвовали также и всемирно известные профессионалы. Один из них — голландец Ван-де-Стадт — представил проект швертбота «Бойстэрэз», несколько большего, чем «Финн», и снабженного стакселем на рейке. Достоинство такого вооружения конструктор видел в том, что при сильных шквалах можно сохранять достаточный ход, растравливая грот при выбранном стакселе. Жюри отметило, однако, неудачное размещение элементов плавучести, при котором опрокинувшийся швертбот будет иметь большую парусящую поверхность; из-за сильного дрейфа оказавшийся в воде рулевой не сможет догнать вплавь свое судно. Кроме того, такое размещение плавучести вообще будет способствовать переворачиванию швертбота вверх килем. Другим объектом для критики послужила обширная кормовая палуба, которая затрудняет рулевому дифферентовку судна на полных курсах в сильный ветер.
Известный английский конструктор Джек Холт представил проект «Коринфиэн», который жюри конкурса забраковало из-за чрезмерного уменьшения размеров; швертбот оказался на 0,5 м короче «Финна».
Было отмечено, что оба «профессиональных» проекта имеют общий недостаток; чувствительность швертбота к весу рулевого. Но если «Коринфиэн» — судно для легковесов, то «Бойстэрэз» уже в 4 балла не смог бы откренивать (по собственному заявлению) и сам П. Эльвстрем.
Через год после конкурса, в сентябре 1965 г., в английском городе Веймуте состоялась регата для выбора нового швертбота-одиночки. Однако из призеров конкурса только Тони Аллену удалось осуществить свой проект практически без изменений.
Д. Холт представил на гонки швертбот «Кавалье», построенный по переработанному проекту «Коринфиэн» с увеличенными размерами корпуса и паруса. Выдвижное сиденье Холт закрепил посредине кокпита, но внешний конец сиденья может перемещаться вдоль судна примерно на 1 м. Швертбот имеет достаточную остойчивость и для плавания без выдвижной доски. Благодаря малым размерам и весу транс-лортировка швертбота несложна; он может быть построен силами любителей.
Парусами «Кавалье» слегка недогружен, что, очевидно, и явилось причиной плохих результатов в гонках при слабом ветре. Чтобы судно не зарывалось в волну на попутных курсах, носовые обводы сделаны сравнительно полными, а мачта сдвинута в корму. Алюминиевая мачта постоянного сечения раскреплена вантами и штагом.
Участники конкурса были представлены на отборочной регате плохо, зато в гонках участвовало несколько интересных судов, построенных за прошедший год по тем же условиям IYRU. Кроме швертботов, построенных по новым проектам, в регате выступало и несколько яхт-одиночек существующих классов («Мот», каноэ, «Файрбол», «Соло» и т. п.), что позволило сравнивать ходовые качества обеих групп судов-участников (табл. 2).
Таблица 2
Швертбот «Юнит», сконструированный Д. Гомасом, выходит на глиссирование уже при ветре 2 балла. Дифферент регулируется на ходу перемещением доски выдвижного сиденья по рельсам. Парусное вооружение с гибкой мачтой аналогично «Кавалье».
П. Эльвстрем выступал на швертботе «Трапец Сеньор», который первоначально предназначался для экипажа из двух человек. В варианте одиночки «Трапец Сеньор» был вооружен гротом площадью 12,5 м2, Впервые для рулевого-одиночки применена трапеция. Хотя сам Эльвстрем, имевший за плечами почти год тренировок и опыт настройки этого швертбота, отлично управлялся с ним, трапеция была воспринята жюри без всякого энтузиазма.
Швертбот «Фьюэри» представлял собой усовершенствованный более мощный «Финн». Он короче «Финна» на 8 см, но шире по палубе на 24 см и имеет большую (на 2 м2) площадь паруса. Главными недостатками «Фьюэри» оказались слишком широкий транец, повышавший сопротивление при ходе с креном, и завышенная площадь паруса, который в сильный ветер нести было тяжело.
Швертбот «Уан Ап» интересен приспособлением для от-кренивания, напоминающим садовые скамейки. Эти «скамейки» оставляют кокпит свободным для работы, и в то же время позволяют рулевому перемещаться для дифферентовки. «Уан Ап» ходил очень стабильно во всех гонках, занимая 6—7—8-е места в любой ветер.
Наиболее быстроходным судном оказалось международное парусное каноэ — узкий и длинный швертбот свободного класса, вооруженный шлюпом. Каноэ под управлением Д. Биддла выигрывало гонку за гонкой вне конкуренции. Во время регаты только «Файрболу» и только один раз удалось показать на бакштаге при ветре 4 балла большую, чем у каноэ, скорость: 7,46 узла против 7,16; однако при более слабом ветре и на спокойной воде скорость каноэ на бакштаге оказалась 10,94 узла (в среднем, на отрезке в 1 милю). Эльв-стрему на «Трапец Сеньор» удалось однажды финишировать «всего лишь» на 3 мин. 12 сек. после каноэ. В остальных же гонках каноэ обгоняло другие швертботы нередко на целый круг и приходило с очень большим отрывом.
Швертботы «О'кэй» и «R9M» — несколько меньше «Финна» и похожи на него по вооружению. Первый спроектирован как тренировочное судно для будущих «финнистов»; этот класс уже приобрел немалую популярность и сейчас является настолько самостоятельным, что в нем разыгрывается чемпионат мира. «R9M» — французский национальный класс.
Другой участник гонок — «Соло» — швертбот-одиночка, спроектированный Джеком Холтом для любительской постройки (из фанеры), с обводами шарпи.
Гонки проводились на обычной олимпийской дистанции, дополненной парой буев, стоявших посредине между верхней и нижней марками на расстоянии около 120 м один от другого. В эти «ворота» швертботы должны были обязательно проходить на каждой лавировке и фордевинде. Такое усложнение было сделано с целью ограничить влияние различий в гидрометеоусловиях в разных частях дистанции на результаты гонки.
Первая гонка состоялась в слабый ветер и превратилась в дуэль между «Трапец Сеньор» и «Юнит». Весь первый круг Эльвстрем шел впереди. На второй лавировке «Юнит» несколько сократил разрыв, обошел датчанина на фордевинде и финишировал с отрывом от него в 34 сек.
Во второй гонке при ветре около 3 баллов «Юнит» опять пришел на полминуты раньше «Трапец». «Той» неожиданно оказался плохим ходоком в слабые ветры. Причиной этому был, пожалуй, глубоко погруженный транец, создающий излишнее сопротивление.
В третьей гонке при 3-балльном ветре «Трапец» допустил фальстарт, однако, будучи официально дисквалифицированным, финишировал вслед за каноэ тремя минутами раньше «Файрбола» и «Юнита» (который хотя и опрокинулся у средней марки, делая поворот фордевинд, но быстро встал).
Четвертая гонка проходила при более сильном ветре (3—4 балла). «Трапец» опередил «Юнита» на 2 мин. За ними финишировали «Кавалье», показавший хороший ход на лавировке, и еще через 4 мин. «Той». В этой гонке «Фьюэри» и «Уан Ап» перевернулись при повороте фордевинд; затем «Фьюэри» опрокинулся еще раз на курсе фордевинд, но уже в компании с «Файрболом».
Пятая гонка (ветер 4 балла) была замечательна тем, что в ней почти все лодки заняли такие же места, как и по сумме всех гонок.
Седьмая гонка проходила при 6-балльном зюйд-осте, создавшем толчею волн. Впервые не стартовало каноэ из-за поломки (перед стартом) выдвижного сиденья. Рулевой «Юнита», выходя на гонку, забыл на берегу ограничители движения нижнего блока гика-шкота по погону, из-за чего взял плохой старт и не мог достаточно круто лавировать. В результате гонка превратилась в триумф Эльвстрема, финишировавшего первым с отрывом более чем 5 мин. от «Тоя». «Кавалье», хорошо пройдя лавировку, на первом бакштаге несколько раз переворачивался, повредил петлю руля и сошел с дистанции.
Результаты регаты приведены в табл. 3.
«Юнит» и «Кавалье» оказались лучшими судами из всех построенных по условиям конкурса; оба они и были рекомендованы жюри в качестве прототипов для новых судов. «Юнит» показал отличные ходовые качества в любой ветер. «Кавалье» показал себя с лучшей стороны в средний и сильный ветер; кроме того, предпосылки для широкого распространения этого класса создаются благодаря сравнительно невысокой стоимости швертбота.
Таблица 3
Прошедшие конкурс и регата дали богатый материал для создания новых судов, однако работа еще предстоит большая. Выдвижная доска создает существенные неудобства при маневрировании швертботов вблизи друг друга; кроме того, еще неизвестно, как это новшество будет воспринято рулевыми. Характерно, что «одиночник № 1» Эльвстрем на своем судне предпочел обычную трапецию.
Быть или не быть отобранным прототипам действительно родоначальниками новых классов? Смогут ли они привлечь к себе симпатии рулевых-«финнистов»? Очевидно, это покажет время. Члены же постоянного комитета 1YRU, обсуждавшего в ноябре 1965 г. итоги конкурса и регаты, так и не смогли выработать единого мнения.
Итак, первый раунд — за «Финном», хотя он и не участвовал в отборочной регате. В этом немалая заслуга его конструктора — Рихарда Сарби, строителей «Финна» во всех странах и рулевых-кфиннистов», которые общими усилиями продолжают совершенствовать швертбот, завоевавший исключительно широкую популярность.