Наш разговор в клубе «Нептунас» начался с того, что председатель Федерации водно-моторного спорта Литвы Ромас Банкаускас высказал свою обиду в адрес Всесоюзной федерации: «Не хотят проводить у нас Первенство Союза. Жирова говорит — много дождей, но ведь не больше, чем в Ленинграде или Риге».
Интересно, что почти такую же тираду днем раньше пришлось выслушать от старшего тренера Каунасского яхт-клуба Альгердаса Аудианиса.
Действительно, соревнования всесоюзного масштаба по водно-моторному и парусному спорту до сих пор проводились в Литве очень редко, во всяком случае гораздо реже, чем в двух других прибалтийских республиках. В результате кое у кого, возможно, сложилось мнение, что для водного спорта условия здесь неподходящие; тем более, что оба крупнейших города — Вильнюс и Каунас — удалены от моря. Чтобы разубедить скептиков, начнем с того, что уже несколько лет Каунас является морским городом.
От центральной улицы до Кауно Мариос — Каунасского моря, возникшего после перекрытия Немана плотиной ГЭС, полчаса езды на автобусе. Дорога идет через Панемюндский мост, район новостроек, петляет несколько минут между вековыми деревьями лесопарка. Панорама моря открывается неожиданно. В ясный солнечный день сочетание синей воды, сочной зелени прибрежных лесов и монументальных сооружений плотины выглядят как хороший рекламный рисунок.
В нескольких минутах ходьбы от плотины — яхт-клуб. Постройка его проводилась в комплексе с сооружением всего гидроузла. Здания эллингов и ковш гавани, которые можно рассмотреть на снимке, появились здесь раньше воды.
Знакомство с клубом уже дает представление об условиях для развития водного спорта в Литве. Плотинами и водохранилищами в нашей стране никого не удивишь, но часто ли можно увидеть, чтобы в комплексе с ними сооружались стоянки для яхт? К сожалению, при создании гидроузлов или просто при реконструкции набережных обычно забывают, что вода — это не только источник энергии и транспортная магистраль, но и место отдыха людей. Так было в Москве и Ленинграде, в Горьком и Куйбышеве, Тольятти, Братске и многих других городах, старых и новых. Не думайте, что в Литве у водного спорта и туризма одни доброжелатели. Впрочем, об этом речь будет дальше. А пока ознакомимся с Каунасским яхт-клубом.
Основные сооружения клуба были закончены в 1961 году. По первоначальному проекту предполагалось, правда, кроме двух эллингов, построить еще центральное здание, в котором должны были разместиться учебные классы, душевые, буфет. Однако позднее это отнесли к разряду излишеств, и здание построено не было.
И все-таки каунасским яхтсменам можно позавидовать. Одно то, что зимой все суда у них хранятся в эллингах, является достижением, о котором большинство наших клубов не может и мечтать. Часть одного эллинга (на фотографии слева) отведена под раздевалки для спортсменов и мастерские. Оборудование в мастерских небогатое, и все же здесь не только ремонтируют старые, но и строят новые суда. У детской секции клуба уже более десятка «Оптимистов» и «Кадетов» собственной постройки. Руками яхтсменов был восстановлен списанный 2,5-тонный кран для подъема судов. А вот с поступлением новых яхт дела пока обстоят неважно. Из сотни судов, которые стоят сейчас в клубе, большая часть получена была в изрядно поношенном состоянии. Единственная клубная «пятерка» и одиннадцать «Драконов» пришли сюда после того, как их списали в Ленинграде. С верфи поступило только восемь «Звездников». Перспективы тоже не блестящие: один «Голландец» да один «Финн» — вот и все, что можно ожидать в ближайшем будущем.
Спрашиваю у Альгердаса: А как с парусами? Тут у вас явное преимущество — каунасский лавсан, кому не известен!
Однако дела обстоят, оказывается, как в литовской пословице «костел близко, бог далеко». Нет у клуба ни синтетических, ни даже достаточного количества хлопчатобумажных парусов. Собственные пошивочные мастерские пока не оборудованы, а заказы, сделанные в Ленинграде, выполняются с большим опозданием.
Несмотря на эти недостатки, парусный сезон проходит в Каунасе интересно. Нет крейсерских яхт, однако устраиваются крейсерские гонки. На старт у здания ГЭС выходят суда всех классов. Финиш у реки Стрева, милях в 30 выше плотины. После гонок на берегу зажигают традиционный костер, поют песни. Победителю вручается кубок ГЭС.
Впрочем, крейсерские суда в клубе все же есть — несколько переоборудованных для дальних плаваний «Драконов». Многие из них ходили по Балтике, участвовали в крейсерских 100-мильных гонках на Курском заливе.
На Каунасском море уже не раз встречались в официальных соревнованиях сильнейшие гонщики города и республики, а в 1963 году здесь, впервые в Литве, было разыграно Первенство СССР по швертботам.
— Мы надеемся, — говорит на прощание Альгердас, — что Кауно Мариос понравилось яхтсменам, и в дальнейшем они чаще будут приезжать к нам в гости.
Мне, наверное, повезло: когда на следующий день я снова приехал на Каунасское море, погода была по-прежнему теплой и солнечной. Мелкая волна тихо плескалась о песчаный берег. Пахло хвойным экстрактом. Не могу сказать с уверенностью насчет гонок, но для отдыха лучшее место трудно представить.
Здесь на берегу и состоялось наше первое знакомство с водномоторниками Каунаса. Вернее, с катерами и лодками, на которых они плавают, потому что в этот ранний час на стоянке, кроме боцмана Альберта Вершилы, не было ни одного человека.
Вода в море была низкая, и почти все суда стояли прямо на песчаном пляже, который широкой полосой тянулся вдоль залива. Большинство из них имело явно нестандартную конструкцию. Исключение составляло только несколько дюралевых «Казанок». Я сфотографировал некоторые, на мой взгляд, наиболее интересные суда.
Катер, с которого Альберт Вершила снимает брезент, спроектировал и построил В. К. Пупейка. Так же, как и «Казанка», катер склепан из дюралюминиевых листов, но результаты (об этом можно судить даже по снимку) получились значительно лучше. Высокие борта и большая ширина катера обеспечивают ему достаточно хорошую мореходность. В кокпите со съемными сиденьями могут быть оборудованы спальные места. Широкое панорамное стекло защищает водителя и пассажиров от брызг. Управление — дистанционное. Имеется съемный тент, который удобно использовать не только в походе, но и на стоянке, чтобы закрыть судно от дождя.
Катер В. Раубе — маленький, но очень уютный. К сожалению, с автором проекта и строителем встретиться так и не удалось, поэтому остался невыясненным вопрос: с какой целью в носовой части днища, чуть выше ватерлинии, поперек всего судна сделана щель миллиметров 20 шириной. Надеюсь, что в ближайшем номере «Катеров и яхт» об этом сообщит сам автор.
Лодки, фотографии которых помещены на этой странице, как удалось заметить, очень распространены в Литве. Длина таких лодок обычно варьируется в пределах 5—6,5 м, ширина более метра, высота борта в средней части примерно 0,4 м. Борта обшиваются вгладь широкими поясьями. Набор состоит из пяти-шести натесных шпангоутов. Плоское днище, форштевень с большим подъемом. Корма заканчивается узкой транцевой доской, достаточно широкой, однако, для того, чтобы установить на ней подвесной мотор. Впрочем, основным «движителем» на этих лодках служат все-таки весла, а используются они прежде всего для рыбной ловли.
— Наши туристы обосновались здесь недавно,— рассказывает Альберт,— поэтому у нас пока, как видите, не очень благоустроено. Сейчас на стоянке около пятисот лодок, а помещений на берегу почти никаких. Собираемся строить на следующий год спортбазу.
Разговор о перспективах водного туризма и спорта в Каунасе был продолжен на берегу Немана в клубе «Непту-нас». Развивая свою мысль о целесообразности проведения в Литве крупных водно-моторных соревнований, Ромас Бан-каускас тут же подкрепил ее фактами:
— Километрах в 30 выше плотины расположен курорт Бирштонас. Течения там никакого. С обеих сторон высокие лесистые берега, так что ветра тоже нет. Идеальные условия для гонок, в этом мы убедились, когда проводили первенство республики. А рядом туристская база, гостиница, столовая.
— Но дпя повседневной работы мы хотим оборудовать базу поближе. На Немане условия для этого мало подходящие. Прежде всего, уровень воды в реке Меняется несколько раз в год, так что оборудовать причалы невозможно, и суда приходится держать на берегу. Этот маленький пирс из камней (единственное наше «портовое сооружение») построил старейшина клуба Миколас Глосос. Ему-то, я знаю, не хочется расставаться с нашей старой базой. Что ж, это понять нетрудно, ведь чуть ли не вся она сделана руками дяди Миколаса. Но все же в самом ближайшем будущем мы переберемся на Кауно Мариос.
Работы по сооружению спортивной базы на Каунасском море должны начаться уже в 1967 году. Здесь намечено построить эллинги и мастерские для спортсменов, организовать комбинат бытового обслуживания с палаточным городком для туристов. Кроме секций спортивной и дальних туристских плаваний, предусматривается создание и воднолыжной секции, развернуть работу в которой до настоящего времени не удавалось из-за отсутствия подходящих катеров.
Кстати, водными лыжами в Каунасе начали заниматься задолго до организации Всесоюзной федерации. Посмотрите на фотографию. Спортсмен скользит по воде на... обычных зимних лыжах, уширенных фанерными накладками. Автор этой оригинальной конструкции — уже знакомый нам дядя Миколас, а снимок был сделан в 1957 году, когда о водных лыжах у нас еще мало кому было известно. Миколас Глосос является также конструктором и строителем самых разнообразных судов — от маленького швертбота до каютного катера. Старейший спортсмен-водномоторник Каунаса и сейчас не оставляет своего любимого дела: судит соревнования, наставляет молодежь и, по слухам, собирается строить новый катер.
Знакомимся еще с одним известным гонщиком и конструктором спортивных судов Альфредасом Петрашаускасом. Этим летом Альфредас, правда, переключился на дальние плавания — ходил по Неману, Каунасскому морю, побывал на Курском заливе. Путешествовал он на моторной лодке собственной конструкции — небольшом элегантном суденышке (длина 4 м, ширина 1,2 м, высота борта 0,5 м) с корпусом из стеклопластика. Мне удалось сфотографировать Альфредаса вскоре после того, как он причалил к берегу. Обратите внимание на подвесной мотор — тоже самодельный; за основу взят двигатель от мотопомпы. Мощность мотора 25 л. с., вес около 60 кг. Работой его Альфредас доволен — за время похода мотор ни разу не отказал. С полной нагрузкой и тремя человеками на борту лодка развивала скорость до 40 км/час.
О водно-моторном спорте в Каунасе можно рассказывать много. Достаточно напомнить победы каунасских спортсменов на крупнейших соревнованиях: первое место в составе команды «Жальгирис» на чемпионате СССР 1965 года, завоевание третий год подряд кубка «Янтарного моря», разыгрывающегося среди прибалтийских республик, и др. Без преувеличения можно сказать, что водно-моторный спорт стал здесь одним из наиболее популярных видов спорта. Но... традиционная «ложка дегтя». Она нашла выражение в Постановлении Совета Министров Литовской ССР от 20 августа 1966 года «О дальнейшем упорядочении любительского рыболовства». Вот что в этом постановлении, в частности, записано: «Много ущерба наносят рыбному хозяйству лица, плавающие на быстроходных моторных лодках по озерам и рекам во время нереста рыбы. Поднятые винтами волны разрушают берега, одновременно смывая икру рыбы».
А в связи с этим: «Запретить туристам и рыболовам плавать на моторных лодках по озерам и рекам во время нереста рыбы (с 1 апреля по 30 июня включительно), а в дельте реки Нямунас — в течение всего года». Наверное, есть в этом постановлении свой резон, хотя, как считают каунасцы, рыбья икра гибнет в основном от колебания уровня воды в Немане. Однако трудно поверить, что действие постановления надо было распространять на все водоемы, в том числе на Каунасское море, ставшее любимым местом отдыха и спорта трудящихся города.