На снимке показан американский прогулочный катер длиной 7,8 м, на котором в качестве главного двигателя установлена газовая турбина. Легкая и компактная установка мощностью 330 л. с. с угловой поворотной колонкой «Меркрусер» обеспечивает катеру скорость 75 км/час. Над транцем виден характерный для газотурбинных установок газовыхлоп большого сечения.
Несмотря на большой срок, прошедший со времени изобретения газовой турбины, этот тип двигателя все еще не получил широкого распространения на катерах. Правда, в зарубежной печати сообщалось об установке турбин на сторожевых и торпедных катерах, особенно на катерах с подводными крыльями. Появились турбины и на гоночных катерах. Например, в прошлом году известный гонщик Д. Винн выиграл океанскую гонку памяти Сэма Гриффитса, пройдя дистанцию со скоростью 120 км/час на 9,6-метровом катере с двумя турбинами IS-6S мощностью по 445 л. с. каждая. Вес каждой турбины на катере Винна — всего 130 кг (или 290 г/л. с.). Неудивительно, что газотурбинные катера достигают высоких скоростей!
Однако, все это уникальные установки, стоимость которых очень высока. Так турбина IS-6S стоит 27500 долларов. Поэтому газовые турбины не могут пока что конкурировать с быстроходными дизелями, которые к тому же имеют меньший удельный расход топлива. Турбина малой мощности (100—300 л. с.) потребляет 650—400 г/л. с. час топлива.
Приводим фотографию внешнего вида и схематичный разрез английской серийной турбины 26/150 фирмы «Ровер» мощностью 150 л. с. Ранее она применялась на гоночных автомобилях, теперь выпускается и катерный вариант. Точные данные турбины фирма не приводит, число оборотов ее около 36000 в минуту.
Турбина состоит из компрессора 1, в котором воздух сжимается и поступает в камеру сгорания 2, куда впрыскивается распыленное топливо. Образующиеся при сгорании газы поступают по каналам к лопаткам ротора 3 турбины компрессора и ротору 4, на котором и создается крутящий момент. Через понижающий редуктор момент передается на выходной вал 5.
В 1960 г. «Корпорация подвесных моторов США» начала разработку катерной подвесной газовой турбины мощностью 125 л, с. весом 112 кг. Однако успех более дешевого и экономичного роторного двигателя Ванкеля привлек внимание корпорации к освоению последнего. Полагают, что роторный двигатель получит на малых катерах более широкое распространение, чем газовые турбины.