Летом 1966 г. группа советских судостроителей побывала в Швеции, где ознакомилась с работой местных верфей, строящих яхты. Швеция, наряду с Данией, Финляндией и Швейцарией, является одной из ведущих стран в спортивном парусном судостроении. Количество фирм, выпускающих спортивные суда и оборудование, исчисляется сотнями.
Одна из самых старейших и в то же время самых лучших — верфь Оскара Шелина, расположенная на берегу озера Малари. Верфь основана более 60 лет назад. Деревянные яхты ее постройки не без основания считаются лучшими по качеству не только в Европе, но и во всем мире.
На верфи есть все помещения и службы, необходимые для строительства современных спортивных судов, хотя некоторое оборудование уже устарело. Кроме производственных цехов (деревообрабатывающего, механического и малярного), верфь имеет свой лесосклад, лесопилку, котельную и лесосушилку. Хороший слип позволяет легко и быстро осуществлять спуск на воду и подъем всех типов яхт.
Верфь выпускает суда различных классов в зависимости от нужд рынка. В момент посещения нами верфи на стапеле строились крейсерско-гоночные яхты, сконструированные для морских гонок по формуле RORC (III гр.) известным конструктором М. Лаурино. Длина яхты 10,5 м, ширина 2,73 м, водоизмещение 4,5 т, площадь парусности 42 м2. На яхте имеется вспомогательный двигатель фирмы «Volvo» мощностью 15 л. с., установленный на амортизаторах. В каюте пять спальных мест. Материалом для обшивки и отделки каюты служит африканское красное дерево. Остальные лесоматериалы местные — дуб, ель, сосна.
Мачта и гик сделаны из легкого сплава. Производство алюминиевых мачт и гиков является в настоящее время Другим важнейшим профилем верфи. Из получаемых в Англии заготовок (каплевидные трубы) делают прекрасные Мачты и гики для крейсерских яхт и яхт 5,5-метрового класса. Для сужения профиля мачты в топовой части вырезают клинья нужного размера, потом заготовку сколачивают и заваривают аргоно-дуговой сваркой. Весьма интересен способ крепления ликпаза к основной части мачты. Делается это заклепками, позволяющими прикрепить любую деталь к поверхности трубы. Заклепки применяются полые, а клепка производится специальным пистолетом (патент США). В отверстие заклепки вставляется стальная шпилька с шариком на конце. При клепке пистолет затягивает шпильку, шарик обжимает алюминиевую заклепку, благодаря чему образуется замыкающая головка. После освобождения из захватов пистолета шпилька падает внутрь мачты.
Много славы верфи Шелина принесли построенные здесь яхты 5,5-метрового класса. Заказывая проекты лучшим конструкторам мира (шведу Олсону, американцу Людерсу) и применяя материалы самого высокого качества, Шелин добился отличной репутации. Интересно отметить, что для обшивки яхт класса 5,5 на верфи применяют гондурасский кедр, который в три раза дороже обычного африканского красного дерева. Вообще мы убедились, что при выборе и покупке материалов для постройки яхт шведы смотрят, в первую очередь, на качество.
Как правило, иностранные верфи дельные вещи и оборудование яхт сами не производят, а покупают их у других фирм, специализирующихся на этой продукции. Верфь Шелина— одна из немногих, которая сама производит дельные вещи.
Вот деталь, которая, на наш взгляд, заслуживает внимания со стороны наших судостроителей. Свинцовые фальшкили отливают с помощью цементной формы, покрытой изнутри графитовым порошком. Этим достигается, во-первых, точная и строго симметричная форма фальшкиля, а во-вторых, весьма гладкая поверхность, не требующая дальнейшей обработки вручную. Шелин широко применяет клееные ламинированные конструкции. Штевни, шпангоуты, флоры — далеко не полный перечень клееных деталей.
На верфи уделяют много внимания уменьшению веса корпусов яхт, а также оковок. Особенно это видно на яхтах 5,5-метрового класса — дубовые штевни заменяют красноде-ревыми, флоры закругляют вокруг болтов и т. п.
Другая известная шведская верфь принадлежит Суне Карлссону. В недалеком прошлом известный гонщик в «Звездном» классе (он выступал и в Советском Союзе), Карлссон стал владельцем маленькой верфи на окраине Стокгольма в Салсёбадене. По производственной мощности верфь несколько уступает верфи Шелина, но ассортимент выпускаемой продукции здесь шире. Кроме крейсерских яхт и «пятерок», верфь выпускает швертботы («Летучий Юниор», «Снайп» и др.). Производственные помещения на верфи Карлссона небольшие. В летний период отделка яхт осуществляется в легких переносных камерах. Эти камеры представляют собой деревянные каркасы, обтянутые пластиком. В таких камерах ведутся достроечные и отделочные работы. Пластик нашел в Швеции широкое применение и как упаковочный материал. Не один раз можно было видеть швертботы и моторные лодки, упакованные для транспортировки в плотные прозрачные пластмассовые мешки.
Оковки, дельные вещи, паруса и т. п. Карлссон заказывает другим шведским и иностранным фирмам. В частности, оковки для яхт звездного класса ему поставляет фирма «Белло» из Португалии.
Имя фирмы «Оэртегрен», выпускающей паруса, хорошо известно любителям парусного спорта. Эта небольшая мастерская, расположенная в центре Стокгольма, делает паруса как для олимпийских, так и для крейсерских и туристских яхт.
Для пошивки парусов применяются в основном искусственные ткани американского производства: для лавировочных парусов — «супердакрон», для спинакеров — «зета».
Многие дельные вещи также поступают от других верфей. Новыми для нас были нейлоновые карабины и коуши английского производства, применяемые в основном для парусов небольших яхт.
Вот основные впечатления, которые мы вынесли из поездки: во-первых, фирмы имеют сравнительно узкую специализацию: во-вторых, очень широко применяется кооперирование между фирмами; в-третьих, на мелких фирмах постоянно работает мало технических работников, но широко практикуется работа конструкторов по договорам и покупка готовых проектов.