Ниже перечислены некоторые парусные суда, строящиеся на наиболее крупных верфях спортивного судостроения ГДР:
- швертбот «Пират» парусностью 10 м2 («Яхт-верфт», Берлин);
- крейсерский швертбот парусностью 15 м2 («Мархот-верфт», Потсдам);
- «Финн»-двойка из полиэфирного стеклопластика («Яхт-верфт», Берлин);
- крейсерская яхта парусностью 24 м2 («Эйнбоом» в Ростоке и «Викер Бодден»);
- яхта парусностью 30 м2 («Буххольц-верфт», Потсдам);
- гоночная яхта водоизмещением 3,2 т («Викер Бодден»).
Приведем краткое описание отдельных судов — экспонатов павильона «Судостроение ГДР» на 800-й Лейпцигской ярмарке 1965 г.
«Яхт-верфт» демонстрировала прогулочно-туристский катер типа «Донау Акваматик» с носовым расположением каюты. Корпус изготовлен из красного дерева.
Основные элементы катера «Донау Акваматик»
Длина наибольшая, м | 6,40 |
Ширина наибольшая, м | 2,20 |
Осадка наибольшая, м | 0,60 |
Высота надводного борта, м | 0,83 |
Высота каюты, м | 1,50 |
Мощность двигателя «Пента-Акваматик», л. с. | 110 |
Скорость хода, км/час | 45 |
Вес, кг | 1200 |
Обшивка катера имеет толщину 13—15 мм, палуба — 8 мм. Все связи корпуса (киль, форштевень, шпангоуты), настил и подкрепления у транца изготовлены из высококачественного прочного дуба, все палубные бимсы — из хвойных пород дерева. Стенки надстройки выполнены из красного дерева толщиной 20 мм, а переборки каюты — из фанеры, усиленной набором из красного дерева. Все узловые конструкции выполнены из красного дерева и частично из водостойкой фанеры.
Двигатель, подвешенный непосредственно на усиленный транец, помещен в звуконепроницаемый ящик, который может быть использован как столик. Здесь же расположены аккумулятор и топливная цистерна. Двигатель работает на поворотно-откидную Z-образную колонку.
Рубка имеет длину 2,5Х1,6 м. На месте рулевого с левого борта расположен штурвал со щитом приборов и дистанционное управление двигателем.
Размеры каюты 2,0Х1,6 м. Вход в нее с палубы — через люк с задвижной крышкой. В каюте расположены две койки. Помещение проветривается вентиляторами, расположенными на бортовых иллюминаторах, и через вентиляционные решетки. Пост управления защищен от ветра и брызг.
Другой экскурсионный катер, имеющий несколько большую длину (на 0,4 м), представлен берлинской фирмой «Мюггельшпрее» и рассчитан на 12 чел.
Вместо каюты имеется откидной тент, идущий по всей длине судна. На этом катере установлен такой же двигатель, как и на «Донау Акваматик».
Большим спросом пользуются яхты, построенные по проекту бюро Древиц-Рюрданц берлинской верфью «Яхт-верфт» и предназначенные как для гонок, так и для крейсерских плаваний. Благодаря несколько увеличенной ширине была получена большая вместимость каюты. Яхта построена в соответствии с требованиями Союза яхтсменов ГДР.
Главные размерения яхты
Длина наибольшая, м | 6,49 |
Ширина наибольшая, м | 2,24 |
Высота надводного борта в носу и корме, м | 0,76/0,50 |
Высота в каюте, м | 1,10 |
Корпус яхты имеет реечную обшивку из красного дерева толщиной 13 мм. Набор выполнен из дуба, палуба — из 8-миллиметровой фанеры, а стенки рубки, фальшборты и планширь — из красного дерева. Переборка, стенки шкафа и буфета выполнены из фанеры. Крыша каюты обтянута светлой искусственной кожей. Потолок каюты покрыт перфорированной искусственной кожей. В каюте расположены две койки с пружинными матрацами, платяной шкаф и буфет. Все паруса изготовлены из хлопчатобумажной ткани. Рангоут выполнен из клееной хвойной многослойной древесины.
Эта же фирма выпускает многоцелевые лодки-швертботы типа «Бутт», предназначенные для плавания под парусом, с подвесным мотором или на веслах.
Основные элементы лодки «Бутт»
Длина наибольшая, м | 2,В5 |
Ширина наибольшая, м | 1,35 |
Вес, кг | 55 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Площадь паруса, м2 | 4,00 |
Корпус выполнен из стеклопластика. Непотопляемость швертбота при полном числе пассажиров обеспечивается бортовыми воздушными ящиками. Эта маленькая портативная лодка применяется для спортивной ловли рыбы, а также как бортовой тузик на больших яхтах; она может транспортироваться на крыше легковой автомашины.
Строительство гоночных гребных лодок сосредоточено в Берлине и ведется фирмой «Яхт-верфт». Все гоночные яхты и лодки ГДР олимпийского класса построены на этой верфи, демонстрировавшей в Лейпциге «четверку» с рулевым, «одиночку» и байдарку-«одиночку», выполненную из полиэфирного стеклопластика.
Фирма «Роберт Франц» (Берлин-Нидерлеме) показала большой мореходный прогулочный катер.
Основные элементы катера
Длина наибольшая, м | 14,25 |
Ширина наибольшая, м | 3,В0 |
Мощность главного двигателя, л. с. | 145 |
Мощность вспомогательного двигателя, л. с. | 36 |
Водоизмещение, т | 15 |
Катер стальной (цельносварной) с тиковой палубой. На катере имеются В коек, 2 туалета, буфет, посыльная лодка и все удобства, предусмотренные для моторных яхт такого класса.
Катера, выпускаемые фирмой «Хельвиг-верфт» в Берлине — Зенциге, имеют несколько меньшие размеры.
Основные элементы катера
Длина наибольшая, м | 9,40 |
Ширина наибольшая, м | 2,ВО |
Высота надводного борта в носу и корме, м | 1,2/0,9 |
Осадка, м | 0,65 |
Водоизмещение, т | 4,5 |
Этот мореходный цельносварной катер выполняется с носовой и кормовой каютами с 4 койками; на нем установлены два дизеля «Вольво-Пента» марки МД19 мощностью по 6В л. с.