Насколько развит сейчас наш туристский флот, показывает, например, такой характерный для многих рек Союза факт: за один день августа через Новую Ладогу прошли 24 любительских судна самого различного вида — от маленькой «Казанки» до солидного, перестроенного из большой спасательной шлюпки крейсера. Объединяло эти суда только то, что все они шли без флага. Да, несмотря на то, что многие из этих спортивно-туристских судов приписаны к различным яхт-клубам, спортивным обществам или общественным организациям, все они, с точки зрения наших законов, были «дикими»; большинство никаких опознавательных знаков не имело, и только грубый, часто нарушающий общий вид судна жестяной номерной знак говорил о том, что судно зарегистрировано, налог на транспортные средства уплачен А «чье» судно и для чего оно служит — неизвестно. Правда, есть приятное исключение: некоторые суда плавают под флагом ДОСААФ, но их так мало, что в общей массе они теряются.
Кстати, никто толком не знает, что может дать спортивный флаг и кто имеет на него право. Между тем, наличие определенного флага, отличающего спортивно-туристское судно от всех прочих и присваиваемого в строго установленном порядке, в настоящее время совершенно необходимо. Как ни удивительно, но в нашей стране такой спортивный флаг не только был, но и существует, поскольку последний его образец был утвержден и никем не отменялся. Полезно кратко познакомить читателя с его историей.
Первый спортивный флаг был учрежден Петром I под наименованием «флаг яхт и буерный»; рисунок его имеется в петровском Морском уставе, и под ним на гравюре А. Зубова изображен знаменитый ботик, идущий под управлением Петра по Неве. Под этим флагом плавал «Невский флот». На рис. 1 показан его последний вариант.
В начале прошлого столетия был введен новый яхтенный Флаг, рисунок которого с некоторыми несущественными изменениями дошел до 1917 г. На рис. 2 приведен утверждений в 1910 г. типовой флаг яхт-клубов и обществ любителей мореплавания (по альбому 1916 г.). В нижнем левом крыже — место для герба города. Флаги некоторых яхт-клубов вместо герба города имели в центре креста эмблему клуба.
Информация об изображении
Рис. 2. Типовой флаг яхт-клубов и обществ любителей мореплавания, утвержденный в 1910 г
Одновременно с опубликованием рисунка этого флага для спортивных судов, а ими признавались все суда, приписанные к яхт-клубам, обществам любителей и пр., при пользовании которыми не извлекались какие-либо доходы, вышел типовой устав яхт-клубов В нем имеются определенные указания на права, которыми пользовался спортивный флаг. В частности, спортивный флаг освобождал плавающее под ним судно от «всех налогов и сборов с судов и экипажей их, плавающих внутри страны»; давал право на преимущественный, наравне с «казенными» пароходами, проход шлюзов, каналов, мостов и иных сооружений. Экипажам судов выдавались соответствующие документы (без оплаты). Имелось также указание, что при плавании за границу паспорта членам команд выдавались по упрощенной процедуре и также безвозмездно.
Рис. 2. Типовой флаг яхт-клубов и обществ любителей мореплавания, утвержденный в 1910 г
В разделе о порядках в яхт-клубах и иных обществах любителей мореплавания указывалось, что всякое «чужое» судно под спортивным флагом имеет право на базирование без взимания всякого сбора «как гость, пришедший в процессе плавания для отдыха и пр.». Суда под спортивными флагами при дальних походах никогда не базировались в обычных торговых портах, а, как правило, останавливались в гаванях яхт-клубов (даже находясь за границей).
Напоминалось, что спортивный флаг является Государственным флагом, и всякий, плавающий под ним, должен неуклонно оберегать его достоинство и быть образцом поведения. Подъем флага на спортивном судне, даже самом маленьком, сопровождался церемонией. Например, в старых петербургских газетах встречаются описания того, как в день подъема флага навигации новые суда, впервые поднявшие флаг клуба, проходили мимо строя старых судов как бы представляясь своим соплавателям-ветеранам (все это было не так уж давно, всего 55 лет назад!). Спортивный флаг требовал определенного уважения. Например, флагу командора (начальника клуба) полагался салют; флагу вице-командора (заместителя) — салют рангом ниже и т. п.
Лишение спортивного флага было тягчайшим наказанием. Известны случаи лишения флага за неблаговидные поступки. Так, например, в 1911 г. одно судно не оказало помощь другому, терпящему бедствие; флаг его был снят, судно было продано в другой город и получило новое наименование, а его экипаж был навсегда исключен из списков клуба без права восстановления.
Таким образом, флаг давал права, но и требовал тоже немало. А это дисциплинировало экипаж и требовало совершенствования его мастерства, заставляло по-иному, с большим уважением, относиться к своему судну и повышало морскую культуру. Несомненно, что это — воспитательная мера, имеющая значительную ценность и в наши дни.
Примерно такое же положение имеют и спортивные флаги в зарубежных странах.
После Октября, как известно, на базе некоторых яхт-клубов возникли отряды морской допризывной подготовки и спортклубы Всевобуча. Время было такое, что вопрос о флаге не был решающим в деле развития водного спорта.
Суда яхт-клубов плавали под флагом, изображенным на рис. 3. Этот флаг был типичным до конца 20-х годов. Его рисунок объясняется, с одной стороны, стремлением сохранить некоторую преемственность, а с другой — желанием отразить революционные события и сделать флаг похожим на Государственный. Как правило, этот флаг шили из сигнального флага «9», окантованного красным флагдухом.
В 1923—1924 гг. появилось течение, которое положило конец единому спортивному флагу. При создании в Ленинграде яхт-клуба ЛГСПС (Ленинградского губернского совета профсоюзов) был поднят, пожалуй, первый ведомственный флаг (рис. 4), рисунок которого в общих чертах повторял рисунок военно-морского флага РСФСР образца 1920 г.
В 1925 г. был узаконен единый спортивный флаг, приведенный на рис. 5 Флаг этот был объявлен в соответствии с Положением о флагах СССР, изданном в свое время ВЦИК, и опубликован в установленном порядке, включая заявление наркомата иностранных дел СССР. Именно поэтому в некоторых иностранных справочниках изображение этого флага встречается до сих пор, хотя практически под ним никто сейчас не плавает. К сожалению, рисунок флага был неудачен; расцветка очень напоминала британский военно-морской флаг. Кстати, это послужило причиной того, что при приходе наших яхт в 1925 г. в Стокгольм едва не был дан салют, присвоенный военно-морскому флагу.
Флаг этот просуществовал недолго; постепенно яхт-клубы передавались различным спортивным обществам, и спортивный флаг, скорее всего по неведению, заменялся флагами обществ и ведомств да так и пропал.
Правда, в 1927—1928 гг. была попытка утвердить новый рисунок единого спортивного флага, но он был введен решением не правительства, а самих профсоюзов и спортобществ, да и рисунок его (рис. 6) опять был неудачным, так как повторялись мотивы японского военно-морского флага. (Приводимое изображение может оказаться неточным в части количества лучей, так как официального описания флага автор не нашел).
Уже после Великой Отечественной войны вопрос о флагах для спортивных судов вновь встал на повестку дня. Мало кому было известно о существовании единого спортивного флага, поэтому появился целый ряд новых флагов. Например, укажем на флаги судов Осоавиахима (рис. 7) и Всесоюзного общества содействия военно-морскому флоту — Досфлота (рис. 8). Рисунок флага Досфлота был довольно интересен, но он просуществовал недолго, так как общество это влилось в ряды ДОСААФ. Флаг ДОСААФ (рис. 9) весьма прост, и рисунок его обоснован: на красном поле в верхнем крыже знак ДОСААФ; нижние белые полосы указывают на высокую правительственную награду — орден Красного Знамени. Решением министра военно-морского флота был введен флаг яхт-клубов ВМФ (рис. 10). Спасательная служба ДОСААФ также получила свой флаг (рис 11). Некоторые суда плавали под флагами спортобществ местных яхт-клубов и т. п. Таким образом, картина получилась довольно пестрой.
Спортивные суда, проходящие по учету Речного Регистра, имеют право плавания под флагом СССР, как и все суда, принадлежащие государственным организациям. Навряд ли можно считать такое положение правильным, поскольку ряд положений (Речной устав, Устав службы на судах морского флота) указывает, что подъем Государственного флага сопряжен с определенными формальностями; кроме того, сам факт несения Государственного флага накладывает на малое судно ряд таких обязательств, выполнять которые практически невозможно.
Все сказанное подтверждает настоятельную необходимость возрождения единого спортивного флага СССР и принятия специального Положения, которое должно включать вопросы о праве ношения флага и присвоенных ему преимуществах.
Надо установить порядок учета и классификации спортивных судов, какими бы они не были, продумать пути участия общественности в деле выдачи свидетельств на право ношения спортивного флага, ввести дифференциацию в сборе налогов и освободить спортивные суда от уплаты сборов за проход шлюзов и каналов, т. е. дать спортивно-туристским судам возможность свободного выполнения туристских плаваний. Полезно было бы, на наш взгляд, создать соответствующие общественные организации, занимающиеся надзором за этим флотом и т. д. и т. п. Таким образом, восстановление спортивного флага связано с обсуждением и решением целого ряда назревших вопросов, касающихся развития водного туризма в нашей стране.
Каким же должен быть спортивный флаг?
По нашему мнению, он должен сохранять элементы флага Государственного; рисунок его должен быть оригинальным (не повторяющим мотивы иностранных флагов), четким, без сложных и несимметричных изображений (так как иначе флаг окажется «правым» или «левым»). Вместе с тем флаг должен содержать и какие-то чисто «морские» элементы, подчеркивающие специфичность водных видов спорта.
Я предлагаю такой рисунок (рис. 12): белое полотнище; в верхнем крыже изображение Государственного флага; по нижней шкаторине полоса светло-синего цвета, как на военно-морском флаге; на белом фоне эмблема вида водного спорта которым занимается данный клуб или организация (эту эмблему лучше сделать синей, чтобы нельзя было спутать флаг с флагом спасательной службы ДОСААФ). Эмблема может быть такой: для гребных клубов — два скрещенных весла и символический спасательный круг или рупор; для водно-моторных — зубчатое колесо и гребной винт и, наконец, для парусных — якорь (адмиралтейский, если яхты морские, или четырехлапую кошку, если речные) или даже два скрещенных якоря.
Конечно, кроме введения единого спортивного флага, должно быть введено положение о наименовании клуба приписки, нанесения регистрационного номера и пр.; одновременно нужно будет решить вопрос о вымпелах Я считаю, что флаги спортобществ и ведомств должны носиться спортивными судами в виде вымпелов (на парусных судах — подымаемых под клотиком, на моторных безрангоутных — на носовом флагштоке). Рисунки вымпелов могут быть самыми разнообразными, но идея их должна быть единой: они должны указывать местонахождение и название спортивного коллектива.