Водные лыжи как вид спорта начали культивировать сравнительно недавно и это в известной степени было обусловлено уровнем развития массового катеростроения. Об истории воднолыжного спорта, первых его энтузиастах и путях дальнейшего развития, а также о крупнейших соревнованиях за рубежом и у нас мы расскажем в следующих выпусках сборника. В этой статье, учитывая, что лучшая пора подготовки к лету — зима, рассмотрим некоторые технические стороны воднолыжного спорта.
Федерацией воднолыжного спорта СССР разработаны Правила соревнований по воднолыжному спорту, включающие следующие виды соревнований:
- прохождение дистанции на двух лыжах;
- прохождение слаломной дистанции на одной лыже;
- прыжки с трамплина;
- воднолыжное многоборье.
Для успешного проведения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту достаточен участок акватории размерами 100X800 м, глубиной не менее 1 м (при прыжках — в районе трамплина не менее 3 м), со сравнительно спокойным течением.
Наиболее распространенным видом старта водных лыжников является старт со стартовых мостков из положения сидя, когда за некоторую долю секунды до натяжения буксировочного троса лыжник, соскакивая с мостков, переходит в положение полуприседания на начинающие скользить по воде лыжи. Наиболее удобны мостки, возвышающиеся над уровнем воды на 0,4—0,6 м; такая высота позволяет также успешно совершать «сухую» высадку спортсмена с хода после выполнения упражнения. Возможно применение специального стартового плота; это особенно удобно в случае удаления дистанции слалома или трамплина от берега. Поверхность мостков или плота должна быть чисто обработана, а головки гвоздей утоплены.
Кроме стартовых мостков, акватория должна быть оборудована размеченной слаломной дистанцией и прыжковой трассой с трамплином.
Воднолыжный слалом состоит из движения на двух или одной лыже на буксире по дистанции (рис. 1) в направлении «туда» и «обратно» с заданной скоростью. При этом каждый участник должен последовательно пройти входные ворота, правильно обогнуть 6 буев и выходные ворота (в обоих направлениях). Разрешается касание буев телом или лыжами, но навал на буй не дает зачетного очка. Заезд производится до первой ошибки, т. е. до первого пропущенного буя или падения. Каждый взятый буй и ворота дают одно очко. Итого, при успешном прохождении дистанции в обоих направлениях участник набирает 16 очков.
Обычно при прохождении дистанции в обратном направлении скорость катера увеличивается на 2—3 км/час. В случае одинакового результата у двух или нескольких участников соревнования им предоставляется дополнительный заезд на увеличенной скорости или при уменьшенной длине буксировочного троса. Правила соревнований ограничивают скорость катера максимальным пределом 60 км/час. Неофициальное мировое достижение американца Джимми Джексона составляет 4 взятых буя на указанной скорости катера при длине буксировочного троса 13 м; скорость лыжника при этом на отдельных участках достигала 90 км/час.
В соревнованиях по слалому результаты участников и скорость катера фиксируются судьей, находящимся в катере, и бригадой береговых судей.
Для разметки дистанции применяются легкие разноцветные буи, прочно прикрепленные к якорным тросам. Буи, указывающие путь лыжнику, обычно отличаются цветом от буев катерных ворот. Наиболее просты, удобны и достаточно надежны обычные камеры футбольных мячей, обшитые красной или желтой материей.
Разметка дистанции на воде — сложная работа, точность которой зависит от многих факторов. Имеется несколько способов разметки. Самым точным, но технически более сложным способом, является сборка прямоугольника дистанции из тросов с прикрепленными буйками на берегу с последующей заводкой собранной системы в воду и притапливанием ее на якорях на глубину 2÷1,5 м. К более простым, но достаточно точным способам можно отнести разметку дистанции весной, незадолго до ледохода, на льду водоемов со спокойным течением. На льду размечают входные и выходные ворота и 6 слаломных буев, и в проруби опускают на якорях легкие пенопластовые поплавки. После ледохода район протраливают и выставляют стационарные буи дистанции. Катерные ворота выставляются по буям дистанции.
Дистанция для прыжков с трамплина включает в себя стартовую зону, отмечаемую буем на расстоянии 125 м до трамплина, и выходную зону, отмечаемую буем на расстоянии 75 м за трамплином. Прыжок засчитывается, если участник, пройдя трамплин, приводняется и без падения проходит упомянутую 75-метровую отметку.
Трамплин для прыжков в воду представляет собой пологий наклонный помост с настилом шириной 3,7—4,3 и длиной 6,5—7,5 м. Высота над водой трамплина для соревнований устанавливается для мужчин 1,8 м, для женщин 1,5 м. При всех положениях начало стола трамплина должно входить под воду на глубину не менее 0,2 м.
Скорость буксировки назначается самим прыгуном, но не должна превышать для мужчин 57 км/час и для женщин 45 км/час. Учитывая, что длина прыжка прямо зависит от скорости, опытные воднолыжники перед трамплином ускоряют движение, заходя на трамплин по диагонали относительно направления движения катера. В этом случае для обеспечения безопасности спортсмена необходимо оборудовать трамплин боковыми наклонными щитами.
Конструкция регулируемого по высоте трамплина, соответствующего международным стандартам, показана на рис. 2. Настил трамплина выполняется из гладко простроганных дюймовых сосновых досок. Для возможности последующего расширения при разбухании между досками при постройке оставляют просветы шириной 3—4 мм. Головки гвоздей тщательно утапливают на глубину 8—10 мм; внешние кромки настила закругляют радиусом 10 мм. Для улучшения скольжения лыж обычно перед прыжком настил обильно смачивают водой. Рекомендуется пропитывать поверхность настила горячим парафином, наращивая его слой до 0,5 мм.
Установка трамплина производится на якорях, как показано на рис. 3. Дно водоема в районе установки трамплина необходимо тщательно обследовать и очистить от предметов, способных повредить воднолыжника.
Общая оценка прыжка складывается, как и в горнолыжном спорте, из двух результатов: длины прыжка и оценки стиля его выполнения. Существует несколько способов замера длины прыжка. Наиболее проста установка разметки в виде линя с поплавками через определенную долю метра. Однако такая разметка небезопасна для прыгуна, громоздка и неустойчива, а также не дает истинной длины прыжка. Самой распространенной в мировой практике системой замера длины прыжка является так называемая система Джонсона, основанная на принципах триангуляции. Она заключается в следующем (рис. 4). За базовую линию берется створ передней кромки стола трамплина T1D. На берегу, где находятся судьи, измеряют расстояния от точки D до судей А, В и С. Судьи А, В и С при помощи визиров фиксируют точку приводнения пяток лыжника S. Визиры оборудованы градусной шкалой от 0°, направленного в точку Т1, до 90°; это дает возможность измерить углы α, β и γ. На планшете, в определенном масштабе (1 : 5) старшие судьи делают построения углов замера α, β, γ и получают точку приводнения S как точку пересечения лучей AS, BS и CS. Расстояние T1S, замеренное на планшете и пересчитанное с учетом масштаба на натуральный размер, и есть истинная длина прыжка. Показанная на схеме точка Т2 — буек, расположенный обычно на определенном удалении от трамплина (например на расстоянии 40 м), служит для уточнения соответствия планшетного масштабного чертежа дистанции в натуре. В случае, если лучи AS, BS, CS не пересекаются в одной точке, за точку приводнения берется центр тяжести образовавшегося треугольника. На крупных соревнованиях обычно вместо трех визиров используют пять, причем два крайних показания не учитываются.
Каждый вид воднолыжного спорта, естественно, имеет свою специфику, которой должны соответствовать размеры и конструкции водных лыж. Рассмотрим некоторые виды специальных водных лыж для слалома, прыжков и фигурного катания.
По правилам длина спортивных лыж, измеренная вдоль нижней поверхности, не должна быть менее 122 см, а ширина — более 21 см.
Слаломные лыжи в зависимости от вида слалома подразделяются на парные и монолыжи. Показанные на рис. 5, а и б основные размеры и конфигурация слаломных лыж отвечают скоростям движения, начиная с 35—З8 км/час и выше. Учитывая значительные нагрузки, возникающие при прохождении слаломной дистанции, конструкция лыж обычно выполняется клееной многослойной. Примером одной из возможных конструкций слаломных лыж может быть следующая: наружный слой — водостойкая (авиационная) фанера толщиной 2—3 мм; два внутренних слоя — качественные сосновые доски толщиной 6—7 мм в средней части с уменьшением до 4—5 мм к оконечностям. Склеивание водных лыж необходимо производить водостойкими клеями. Наружную поверхность следует тщательно зачистить и покрыть 2—3 раза водостойкими красками или лаками. Для стабилизации движения слаломные лыжи обычно снабжают плавниками; размеры одного из возможных вариантов плавника даны на рис. 5. Плавники вырезают из древесины твердых пород (дуб, ясень, бук), водостойкой фанеры, пластика или дуралюмина; рекомендуется плавники профилировать.
Наибольшим внешним нагрузкам подвергаются прыжковые лыжи (рис. 5, в) в момент приводнения воднолыжника. Нижняя поверхность лыж должна хорошо противостоять истиранию при прохождении трамплина. В силу повышенных прочностных требований прыжковые лыжи, как правило, изготовляют многослойными, с использованием в качестве основных материалов водостойкой прессованной фанеры (марки БПС) или твердых пород древесины — дуба, ясеня, гикори. Для предотвращения повреждений от сильного удара о воду в момент приводнения прыжковые лыжи усиливают специальными накладками. Носки лыж укрепляют приклепанной металлической (дуралюминовой) накладкой толщиной 2—3 мм. На расстоянии 30—40 см от носка и на задники лыжи ставят накладки толщиной 8—10 мм и длиной 8—10 см из древесины твердых пород. Обычно размеры прыжковых лыж лежат в следующих пределах: длина 175—185 см; ширина 16—20 см; толщина 1,5—2 см.
Кили прыжковых лыж, также изготовляемые из твердых материалов, имеют сравнительно небольшую (2—3,5 см) высоту и большую (20—25 см) длину. Крепление килей производится на клею и шурупах или болтах. Часто для улучшения устойчивости ставят на одну лыжу параллельно по два киля. Конструкция прыжковых лыж, как правило, такова: наружные слои — дуб или ясень толщиной 6—7 мм; внутренние слои — авиафанера 3—4 мм.
Лыжи для фигурного катания (рис. 5, г) обычно изготовляют с максимально допустимой шириной (20—21 см) и сравнительно небольшой длиной (135—155 см). Для них характерны симметричный подъем обоих концов, небольшая (до 3 мм) поперечная кривизна нижней поверхности и отсутствие плавника. Изготовляются они также клееными, обычно из трех слоев по толщине: наружные слои — сосна толщиной 6—7 мм, внутренний слой — водостойкая фанера толщиной 4—5 мм.
Рассмотренные конструкции и размеры относятся к спортивным видам лыж, выработанным практикой воднолыжного спорта. Для воднолыжных же прогулок и первых занятий вполне пригодны и любые другие виды водных лыж, в том числе и простейшие самодельные.
Крепления водных лыж (рис. 5, д) обычно выполняются из резины; лучше всего подходит для этой цели масло-бензостойкая техническая листовая резина толщиной 3—4 мм. Крепления должны обеспечивать плотное удержание лыж на ногах и быстрое, безболезненное освобождение от них в случае падения лыжника. Для второй ноги (при движении на монолыже в слаломе и фигурной езде) на лыже ставится только передняя часть крепления позади основного. Расположение креплений, имеющее большое значение для успешного выполнения упражнений, зависит и от вида спортивных лыж.
Для буксировки водных лыжников на соревнованиях применяются мягкие тросы общей длиной 23 м и диаметром 6—8 мм, снабженные специальными рукоятками. Правила соревнований предусматривают предельную величину растяжения троса под нагрузкой 50 кг не более чем на 50 см. Этому требованию малой растяжимости отвечают лишь немногие тросы и, в частности, широко распространенный манильский трос, а также некоторые виды хорошо выхоженных хлопчатобумажных тросов. К сожалению, отечественные тросы из синтетических материалов (капрона, лавсана), несмотря на ряд существенных преимуществ перед растительными, сильно растягиваются и в силу этого мало пригодны.
Рукоятки изготовляют из древесины твердых пород или пластика; они могут быть одинарными или сдвоенными. Одинарные рукоятки имеют длину 22—30, а сдвоенные 10—14 см.
Крепление буксировочного троса производится на катере на высоте не менее 90 и не более 150 см над ватерлинией. Лучше всего оборудовать буксировочный катер специальным битенгом в диаметральной плоскости судна, ближе к его середине.
Согласно требованиям Правил, буксировочные катера должны быть оснащены прибором для измерения скорости относительно воды (например, манометром) или тахометром для фиксирования числа оборотов мотора или гребного вала. В статье В. М. Алексеева «Водные лыжи», напечатанной во втором выпуске сборника, приведены основные требования, предъявляемые к буксировочным катерам. Остается добавить, что Правила рекомендуют катер длиной не более 6,1 м и шириной не более 2,5 м с достаточно мощным (60 л. с. и выше), предпочтительно стационарным мотором.