Для того чтобы выглядеть более-менее образованным и сведущим в современных коммуникационных системах, приведу для начала определение, которое можно почерпнуть на одном из сайтов вездесущего интернета. Оно гласит: "Подвесной электромотор — мотор с электродвигателем постоянного тока, источником которого является аккумуляторная батарея напряжением 24 В. Двигатель может быть размещен в надводной или подводной части лодки, непосредственно на гребном валу. Изменение скорости движения лодки осуществляется ступенчатым переключением сопротивления в электрической цепи, а управление лодкой по курсу и реверс-поворотом мотора — за румпель. Мощность ПЭ невелика и составляет 0.18-0.75 кВт. Первый ПЭ сконструирован французом Г. Труве, демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1881 г. В настоящее время ПЭ выпускаются многими фирмами и используются для бесшумного хода при рыбной ловле".
Здесь в принципе все правильно, за исключением того, что напряжение батареи, от которой собственно и берется электрический ток, вращающий в результате гребной винт, может составлять и 12, и 36 В. Также не очень корректно указаны мощность и принцип управления. Будем разбираться.
Наверное, никому не надо долго объяснять, что электрический мотор не имеет вредных выбросов в атмосферу, работает очень тихо, имеет малый вес и вообще приятен в обращении. Но только до определенного момента. Основной недостаток его — то, что аккумулятор, способный снабжать двигатель "направленным движением электронов", будет очень большим и тяжелым. Это — первое. Второе: если человек участвует в движении "зеленых" то для сохранения тишины, чистоты и прочих прелестей там, где он мотор эксплуатирует, электроэнергию надо каким-то образом добыть. Лучше — на ГЭС, так как потери природы в данном случае худо-бедно восстановимы, или на АЭС, что менее желательно по определению, ну и в крайнем случае на тепловых электростанциях.
Эти ТЭС в зависимости от близости страны к тому или иному энергоносителю могут работать на угле и на газе, мазуте или на других органических веществах. Но и это еще не все. Аккумуляторная батарея сегодня — одна из нелегких проблем. Во-первых, производство кислотных, щелочных и металлических (различных по составу) аккумуляторных батарей в большинстве случаев чревато загрязнением окружающего пространства. Во-вторых, утилизация электрических аккумуляторов всех мастей — вещь не самая простая и в современном мире под стать утилизации отходов АЭС. Так что, прежде чем говорить об экологической чистоте электрических моторов, наверное, стоит крепко задуматься. Заметим, здесь не упомянуты еще добыча и производство металлов и элементов электролитов. Но, речь на самом деле не об этом... Просто иногда утомляют рассуждения о чистоте электрических моторов. Факт, что они тише, но не чище.
Итак, главным преимуществом подвесных моторов с электроприводом являются теперь, в соответствии с выведенным постулатом, тишина, легкость и простота в обращении, но, напомню, локальные. Недостатки — большой вес аккумулятора для длительных плаваний и скромная мощность. Кому более всего подойдут такие моторы? Правильно — фанатам идеи, которым не нужна большая скорость, но весьма желательна тишина, и они готовы таскать с собой тяжелый аккумулятор. А кто на воде требует тишины? Рыбаки, конечно, они же — рыболовы, основные потребители подвесных электромоторов — фанаты троллинга.
Что собой представляет сегодня мотор для троллинга (разумеется, в нашем контексте электрический)? Большинство их строится по устоявшейся схеме: блок управления с румпелем или специальным "ножным управлением", дейдвуд, к которому приделана система крепления к транцу, двигатель с винтом. Просто и удобно. Вес большинства таких моторов колеблется от 5 до 12 кг, а наиболее известные у нас производители — это "MotorGuide", "Minn Kota" и "Yamaha".
Стоимость моторов начинается в зависимости от модели со 109 долл. (в США) и может достигать 700-900 долл. и выше, разумеется, тех же долларов.
Как утверждают некоторые продавцы,вес лодки, на которую установлен мотор из серии обсуждаемых, может достигать 1000 кг (с полным грузом) и более. Однако для потребителя, наверное, интереснее тяга моторов. В зависимости от модели моторов их тяга на швартовах колеблется от 15 до 35 кг. Соответственно, чем выше "вольтаж" мотора, тем больше, как правило, у него тяга.
Системы крепления подвесных электромоторов и управления различные, даже у одного и того же производителя. Они могут крепиться к лодке как на кормовой транец, так и на нос. В последнем случае используются специальные зажимы, которыми, опять же как правило, серийно комплектуются моторы. Иными словами, часть моторов продается в виде "китов" (наборов) с тем или иным видом крепежа.
Сегодня наиболее активны в мире троллинга предприимчивые американцы "MotorGuide" и "Minn Kota". Для управления мотором они предлагают не только похожие на гитарные "фузы"2 приспособления, но и дистанционные "лениловки", которые по желанию покупателя можно прикреплять и к предметам одежды, и непосредственно к удилищу, т. е. большая часть моторов выпускается в расчете на комфортную рыбную ловлю во время медленного и поступательного движения по водной глади, что собственно и есть троллинг.
Однако электромотор способен уверенно таскать лодку (катер) в зависимости от их размеров по относительно спокойной воде не очень долго — в стандартном варианте при оснащении аккумулятором емкостью 50-70 А·ч от одного до полутора часов или чуть больше. Любители рыбалки могут, конечно, увеличить и его емкость, присоединив к имеющемуся аккумулятору еще один-два, и "вольтаж", своеобразным образом соединив их.
Изготовители электромоторов предлагают также аккумуляторы, иногда собственного производства (под своей торговой маркой). В отличие от автомобильных кислотных аккумуляторных батарей, которые предназначены для стартеров и могут в короткое время отдавать "много ампер сразу", батареи для подвесных электромоторов устроены иначе — по типу "тяговых", что, к примеру, устанавливаются на торпедах. Они рассчитаны на довольно длительную "отдачу" небольших токов стабильного напряжения. Сегодня предлагаются как батареи с электролитом (кислотные и щелочные), так и "металлические". В последнее время получили распространение гелевые аккумуляторы, способные выдерживать глубокие разряды без ущерба для емкости и ресурса, которые к тому же немного дешевле "металлических" и в чем-то удобнее.
Когда-то еще в СССР выпускались электромоторы "Снеток" и "Форель", большинство обладателей которых, приехав на озеро, вынимали его из автомобиля, переставляли на лодку и, порезвившись на лоне природы, вставляли обратно на штатное место под капотом, но... завестись уже не могли — только с "толкача". На современных электромоторах этот недостаток учтен, и, для того чтобы не высосать все электроны из батарей, на большую часть моторов устанавливают специальные индикаторы, сигнализирующие об уровне заряда. Словом, подвесные электромоторы достигли того уровня совершенства, который полностью соответствует развитию современной прикладной науки. Благодаря этому значительно расширился ареал обитания современных аккумуляторов. За счет химических новаций срок службы электрического подвесника значительно увеличился, хотя бы по сравнению с серединой 80-х—началом 90-х гг. В массовом порядке выпускаются и долгоживущие моторы для эксплуатации в соленой воде. Благодаря применению новейших разработок в области электроники многие моторы могут изменять скорость вращения винта не в пошаговом режиме, а плавно, в зависимости от запросов обладателя. При этом управление им может быть дистанционным.
Пару лет назад фирма "Minn Kota" стала оснащать свои электромоторы таким небесполезным дополнением, как эхолоты. Он входит в базовую комплектацию и не только интегрирован в электросхему, но и является составной частью мотора. Этим не преминули воспользоваться рыболовы и обладатели различных легких плавсредств, которые применяют их в условиях национальных парков, заповедников и т.п., т.е. в тех местах, где запрещено использовать двигатели внутреннего сгорания, а на веслах ходить уже разучились.
Одно из явных преимуществ подвесных электромоторов — универсальность их крепления к лодке или катеру. Простота конструкции самого мотора позволяет применять различные способы его крепления не только к транцу или к палубе, но и к борту. Версий креплений существует много, и выбрать что-то конкретное именно "для себя" не составляет большого труда. При этом стоимость дополнительных аксессуаров, необходимых для этого, сравнительно невысока. То же касается и винтов, разнообразие которых не слишком велико, однако вполне достаточно для того, чтобы подобрать для своих нужд какой-нибудь специфический вариант.
Сейчас в Европе подвесные электромоторы довольно активно используют владельцы яхт. Если на ней есть свой генератор и габариты яхты позволяют использовать электромотор мощностью около 3.5 л.с., то, как говорится, сам бог велел, применять его для маневрирования в узких местах, например, в маринах. Правда, скорость в данном случае будет невелика, но зато все окружающие поймут, что владелец очень хорошо относится к природе. Для современного европейского менталитета забота об окружающем мире, пусть даже локальном, — обязательный признак приличного человека.
Кроме моторов с традиционным расположением элементов (управление сверху — двигатель под водой) ныне небольшими партиями выпускаются и такие, у которых электродвигатель находится в верхней части, т. е. над водой. Передача мощности у них возможна разная, начиная от жесткого вала с редуктором и кончая приводным ремнем. Но такие моторы — скорее, экзотика и имеют специализированное применение.
Остается добавить, что при выборе мотора вначале стоит представить себе, где и каким образом предполагается его использовать. О том, с какими проблемами придется столкнуться при его эксплуатации, лучше проконсультироваться у продавца моторов того или иного производителя. Нюансов может быть очень много, и конкретные вопросы целесообразно задавать человеку, который в этом разбирается. Что касается производителя, то здесь дело вкуса и доверия к какой-либо конкретной марке. Подход в данном случае может быть субъективным. В принципе, цены на подвесные электромоторы у всех производителей примерно одинаковые, зависят от исполнения, мощности и комплектации. Производства "MotorGuide" и "Minn Kota" могут оказаться немного дороже, чем с маркой "Yamaha", но зато и стандартная комплектация последних иногда богаче. Американский производитель предлагает достаточно большой выбор аккумуляторов разной емкости, которые созданы непосредственно для конкретного мотора.
А чтобы познакомиться с моделями, которых нынче выпускается очень много, можно обратиться все к тому же интернету и посетить сайт производителя либо дистрибьютора (в крайнем случае, дилера — на их сайтах не всегда можно найти информацию о тех моторах и аксессуарах, которые они не заказывали).
И еще: надо четко представлять, что электромоторов выпускается значительно меньше, чем подвесных моторов внутреннего сгорания, а сообщество их обладателей имеет достаточно клановую структуру, и фанаты "MotorGuide" будут поливать грязью "Minn Kota", и все вместе могут ополчиться на "Yamaha", сторонники которой не дадут спуску ни тем, ни другим. Ну, это понятно...
Примечания
1. Первый подвесной мотор с ДВС история приписывает О. Эвинруду, который создал его в 1906 г.
2. Гитарный "фуз" — жаргонизм "рокменов", обозначающий прибор, который искажает звук; похож на педаль "газа".