Все началось еще в 1999 г. Именно тогда надоело ходить по берегу Камы и захотелось по ней поплавать на моторной лодке. Ни лодки, ни мотора еще не было. Но решил: главное — двигатель. За основу взял старенький от бензопилы "Дружба". Весь дейдвуд пришлось делать с нуля из того, что оказалось под руками. Корпусом редуктора стал водопроводный тройник на 40, а дейдвудом — обычная стальная труба. Шестерни взял тоже от бензопилы, только переточенные. Конечно, потребовались еще куча всякого "железа" и токарный станок, точнее — свободный доступ к нему. Винт использовал от "Прибоя". В дальнейшем было два винта — штатный (стандартный) и грузовой, уменьшенный по диаметру.
Наконец, в июне 1999 г. мотор был готов. Названия у него еще не существовало, впрочем как и лодки. А мотор очень хотелось испытать, и не когда-нибудь, а сейчас. Поэтому в качестве плавсредства использовал сэндвич-панель. Это полоса гофрированного кровельного железа длиной около 8-10 м и шириной 1 м, покрытая с одной стороны пенопластом. Между прочим, отличная штуковина — запросто принимает на борт шесть человек и превосходно скользит по воде. На этой штуковине, которую сразу же назвали "Вафля", и проходили испытания.
На первой модели мотора был подводный выхлоп, но очень быстро от этого пришлось отказаться: двигатель плохо заводился, да и уровень шума на полном газу оказался немалым. Другие механизмы, например центробежная муфта сцепления, живы до сих пор. С муфтой двигатель всегда заводится с первого раза, поскольку на холостых оборотах он не зависит от вала-шестерни. За один рывок двигатель делает намного больше оборотов по инерции, чем тот же "Вихрь", у которого вместе с коленвалом вращается крыльчатка помпы.
Весной 2000 г. наконец-то купил недорогую и мускулистую гребную лодочку "Омега-21". На свою "Омегу" сделал седло-транец. (Транец, которым оборудуются некоторые гребные лодки, например "Айгуль", я сразу отверг — слабоват.) Изнутри оклеил его мягкой пористой резиной и намертво зафиксировал надутым баллоном лодки. Поначалу "седло" было несовершенно и прогибало корму. До 2000 г. на моторе стоял механизм реверса — при развороте мотора на 180° дейдвуд зацеплялся за транец и не опрокидывался. В дальнейшем весь этот лишний металл я убрал — лодка и без этого обладает хорошей маневренностью и запросто разворачивается на месте. На худой конец, есть весла.
Весной 2001 г. двигатель "Дружба" заменил на более мощный — "Урал". Скорости прибавилось совсем немного, а вот кормовой дифферент и расход бензина увеличились. За зиму 2001/2002 г. проделал большую работу, и к навигации 2002 г. была готова лодка с мотором, которая наконец-то получила название "Блоха-5".
Вместо воздушного охлаждения сделал водяное, от напора гребного винта. С цилиндра убрал ребра и "поставил" рубашку водяного охлаждения. С воздушным охлаждением двигатель очень быстро перегревался, начинал "завывать", и падала тяга. "Дружба", перегревшись, могла запросто заглохнуть посреди Камы, а с водяным охлаждением мотор работает очень устойчиво, повысилась тяга, уменьшилось потребление бензина, исчезло калильное зажигание.
Седло-транец "обзавелось" управляемыми транцевыми плитами, что уменьшило кормовой дифферент. Правда, эффект от транцевых плит ощущался лишь на максимальных скоростях, а вот на стадии разгона двигатель вместе с транцем по-прежнему "гнул" корму.
К лету 2003 г. усовершенствовал и конструкцию лодки: в надувное днище "вдавил" доску, которая под задним сиденьем закреплена надувной подушкой, а под передним сиденьем — бензобаком. Плоскодонная надувнушка стала килеватой, благодаря чему улучшилась ее мореходность, а седло-транец, соединенное болтами с доской-килем, идущей вдоль всего корпуса, придало ей невероятную жесткость. В результате всех переделок "Блоха" наконец-то превратилась в очень резвую посудину.
Удачно настроив карбюратор и правильно выбрав угол транцевых плит, лодку удавалось разогнать до 20 км/ч.
Транцевые плиты управляются вращением штурвала. Классическая поворотная ручка газа мне показалась не очень удобной. Поэтому использовал ручку от велосипедного руля в качестве румпеля и велосипедный рычаг переднего тормоза в качестве рычага газа. С торца румпеля поставил кнопку "Стоп", она всегда под рукой — никуда тянуться не надо. Получилась очень удобная и чувствительная конструкция.
Немного об экспериментах. Попробовал делать так, чтобы отработанная охлаждаемая вода выбрасывалась в глушитель. Завел мотор, поехал — позади пар стеной, ничего не видно. Заглушил двигатель, но больше завести его не смог: и в глушителе, и в цилиндре — вода и пар, и пока все это не охладится и не выветрится, двигатель не заведется. Пришлось оставить все как было — выброс воды вверх.
В будущем планирую сделать кольцевую насадку на винт или водомет.
К. Р. Терентьев, г. Пермь
P. S. Очень хотелось бы увидеть и "потрогать" мотор "Кама" на базе "Дружбы", но на заводе в Перми, к сожалению, ничего узнать о нем не удалось.