В начале рассмотрим разницу между маслами для двухтактников и четырехтактников. Принципиальное отличие между ними — в том, что первое, независимо от того, как оно смешивается с бензином (предварительно, когда масло растворяется в топливе вручную в определенной пропорции, или путем впрыска его масляным насосом в топливную магистраль), в процессе работы двигателя сгорает, второе при нормальной работе мотора в камеру сгорания не попадает. Это определяет и различные требования к маслам. Масло для двухтактников должно как можно полнее сгорать, не оставляя следов нагара, а для четырехтактников — обеспечивать стабильность смазывающих свойств в течение длительного времени.
Напомним, что готовить смесь масла с топливом необходимо в строгой пропорции, рекомендованной производителем и указанной в инструкции по эксплуатации мотора. На разных режимах работы двигателю требуется разное количество масла в смеси (от 1:100 на холостых и малых оборотах до 1:50 на переходных режимах). Поэтому в готовой смеси содержание масла достаточно для нормальной работы мотора в самом неблагоприятном для него режиме. Но излишне богатая маслом смесь приведет к перебоям в работе двигателя на малых оборотах, образованию нагара и быстрому выходу из строя свечей зажигания. Излишне бедная — к масляному голоданию и выходу двигателя из строя. Для обкатки двигателей потребуется смесь в особой пропорции, чаще всего 1:25.
Готовить ее советуем по следующей технологии: в бак вливается небольшое (1/4 от необходимого) количество бензина, затем — нужное для данной пропорции количество масла, взбалтывается, доливается оставшийся бензин, и все еще раз взбалтывается. Настоятельно рекомендуем уточнить пропорцию смеси и тип применяемого масла у ближайшего дилера, а не у соседа по стоянке, так как эта информация может варьироваться в зависимости от модели и производителя. Большинство масел для предварительного смешивания относится к категории разбавленных специальными растворителями для лучшего смешивания с топливом и повышения текучести, что, в свою очередь, повлечет за собой значительное снижение температуры вспышки масла и ужесточение мер пожаробезопасности при хранении и работе с ним.
Применение любого доступного масла для двухтактного подвесного двигателя нежелательно — снижение моторесурса, хоть и незначительное, вам гарантировано. Сейчас уже не те времена, когда появление на прилавках магазинов отечественных масел "М-12-ТП" и "МГД-14М" воспринималось водномоторниками как некий прорыв. Практически все крупные производители имеют в активе специализированные масла для двухтактных подвесных лодочных моторов, которые существенно отличаются по своим свойствам от других моторных масел, поскольку в них использованы масляная основа особо тонкой очистки и специальные беззольные присадки. Ресурс работы двигателя на таком масле увеличивается на 5-10%, хотя и цена его возрастает по сравнению с обычным. Основное преимущество таких масел — в значительном снижении образования нагара на свечах зажигания и вероятности выхода их из строя, а значит и количества отказов двигателей по этой причине. Для лодки с одним двигателем этот фактор может стать определяющим в сложных погодных условиях.
Существует несколько классификаций масел для двухтактных бензиновых двигателей и методов лабораторных и моторных испытаний, например API (Американского нефтяного института), ISO (Международной организации по стандартизации), NMMA (Национальной ассоциации производителей судовых двигателей США). Им соответствуют следующие марки масел для подвесных лодочных моторов с водяным охлаждением: "L-E-TD" (ISO); "TD", "TSC-4" (API); "TC-W", "TC-WII", "TC-W3" (NMMA).
В особую категорию можно выделить масла, разработанные производителем исключительно для одной из серий своих моторов, например, двигателей "OptiMax" от "Mercury" и т. д. Найти аналог масла, необходимого для данного типа двигателей среди продукции других, пусть даже очень крупных производителей, просто невозможно. Естественно, для современных моторов требуется хорошо сбалансированное и точно подобранное масло. Оно всегда в наличии у официальных дилеров.
Сегодня предлагаются еще и биоразлагаемые масла для подвесных лодочных моторов, появление которых — результат деятельности борцов за чистоту окружающей среды. Дело в том, что масляная основа — природное вещество, которое разлагается естественным образом до безвредного состояния. Но присадки, применяемые в маслах, бывают ядовиты и, естественно, влияют на процесс разложения. В биоразлагаемых маслах применяются абсолютно безвредные, но более дорогие присадки, которые не меняют эксплуатационные характеристики масла (табл. 1).
Следует помнить, что масла, предназначенные для четырехтактников, нельзя применять для двухтактных двигателей из-за резкого снижения моторесурса вследствие абразивного износа элементов поршневой группы, вызываемого продуктами горения масла (полнота сгорания их жестко регламентируется). Кроме того, в этом случае происходит снижение мощности мотора из-за оседания сажи в выхлопных окнах и в канавках поршневых колец, в дополнение к этому повышенный нагар в камере сгорания приводит к появлению детонации и калильному зажиганию.
Вообще, выбирая масло для четырехтактника, надо обязательно учитывать тип двигателя — стационарный он или подвесной, поскольку для каждого режима их работы существуют свои масла. По этой же причине — из-за отличий режимов работы двигателя — не подойдет и автомобильное масло.
Самый простой путь при подборе масла — это обратиться к ближайшему дилеру, торгующему интересующей вас маркой двигателя. Обратите внимание, не к продавцу масел и других специальных жидкостей, а к дилеру, торгующему самой техникой. Дело в том, что продавцы горюче-смазочных материалов дадут исчерпывающие характеристики своей продукции, но безотносительно к техническим характеристикам и особенностям эксплуатации конкретного мотора, а в ряде случаев именно это бывает наиболее важно. Поэтому целесообразно общаться с теми производителями моторов, которые под своей маркой выпускают и специализированные масла для них ("Mercury", "Yamaha" и т. д.). Такое моторное масло состоит из основы — базового масла — и четко сбалансированного набора присадок к нему, подбор которых осуществляется с учетом эксплуатации двигателей. В этом все и дело. В ходе долгих и кропотливых исследований формируется определенный набор различных присадок, среди которых — моющие, вязкостные, противопенные, антиоксиданты, ингибиторы коррозии и т. д. Так же находится оптимальное процентное соотношение различных присадок. Результатом труда становится удивительная стабильность свойств высококачественного масла. Здесь уместно заметить, что самостоятельное добавление каких-либо присадок, пусть даже из лучших побуждений, приведет скорее всего к снижению эксплуатационных характеристик масла или в лучшем случае просто не даст никакого эффекта.
Информация об изображении
Рис. 1. Сравнение работоспособности моторных масел в двухтактном бензиновом двигателе
Хорошее масло могут испортить любые посторонние добавки. По этой же причине большинство производителей не рекомендует использовать и специальные промывки при замене масла, так как часть их не сливается до конца, а остается внутри двигателя и нарушает сбалансированность свежего масла и его вязкость. В результате при работе двигателя могут возникать такие побочные явления, как вспенивание масла, образование отложений и т. д. Объяснять, каким образом это может отразиться на ресурсе мотора, видимо, не надо (рис. 1).
Рис. 1. Сравнение работоспособности моторных масел в двухтактном бензиновом двигателе
Не всегда темный цвет масла указывает на необходимость его срочной замены. Масло может резко потемнеть, если его качество выше качества использованного раньше и оно, благодаря хорошим моющим свойствам, вымыло накопленные отложения, или если масло содержит во взвеси продукты окислительных процессов. Когда же вы не в силах бороться с желанием промыть двигатель, то лучше сделать это, сократив вдвое сроки замены масла (качественного, конечно). В этом случае двигатель можно будет очистить постепенно, без риска засорить масляные каналы остатками отложений, которые образуются при использовании агрессивных промывочных жидкостей.
Вполне объяснимо желание многих владельцев катеров побаловать своих "подопечных" дорогими синтетическими маслами. Но стоит ли оно того? Для начала немного о технологии. Основу минерального масла получают путем перегонки нефти-сырца. Одна из его фракций — смазочные масла.
Синтетические масла получают из этилена, который вырабатывается из природного газа или нефти.
Затем этилен пропускают через катализаторы и получают основу для этого масла. Уже на данном этапе "синтетика" имеет ряд преимуществ перед "минералкой". У нее более высокий индекс вязкости, лучшая текучесть при низких температурах, более высокая устойчивость к старению, меньшая испаряемость, хорошая стабильность при высоких температурах, превосходные антифрикционные свойства, меньшее загущение, т. е. для получения определенных свойств требуется меньшее количество присадок. Как видно из рис. 2, участок между линиями А и Б является зоной нормальной работы двигателя. Масло класса SAE 40 имеет достаточную вязкость, чтобы обеспечить надежное смазывание при высокой температуре (уровень Б), но оно слишком вязкое при низкой температуре (выше уровня А, при котором еще возможен пуск двигателя).
Масло вязкостью SAE 10W (ниже уровня А) при низкой температуре позволит произвести холодный пуск, но не обеспечит смазывание летом, когда его температура приблизится к 100°С или превысит это значения (ниже уровня Б). Масло вязкостью SAE 10W-40, полученное загущением масла вязкостью SAE 10W до вязкости SAE 40 при 100°С, обеспечит холодный пуск двигателя при низких температурах и надежное смазывание — при высоких.
Синтетическое масло, благодаря своим эксплуатационным характеристикам, лучше минерального, и для определенных двигателей его выбор просто бесспорен, но и "минералка" также позволяет добиться заданных свойств, при этом с меньшими затратами и без риска оказать вредное влияние на уплотнения двигателя, что характерно для некоторых синтетических масел из-за их повышенной агрессивности. Поэтому давайте все же оставим право выбора типа масла за производителем.
Настоятельно рекомендуем придерживаться такой же позиции и по отношению к трансмиссионным маслам, смазкам и жидкостям специального назначения, которых у каждого производителя великое множество. О тонкостях применения всегда можно проконсультироваться у официального дилера.
Чтобы завершить тему моторных масел, познакомим с существующими методами их классификации: по вязкости — SAE (Общества автомобильных инженеров) и по соответствию определенным эксплуатационным требованиям — API (Американского нефтяного института). При описании сортов и характеристик моторных масел обычно используются обе.
Все масла классифицированы по трем основным признакам:
- вязкостно-температурным свойствам;
- области применения и уровню эксплуатационных свойств;
- наличию или отсутствию энергосберегающих свойств.
Моторные масла, прошедшие лицензирование по API, принято маркировать символом, показанным на рис. 3.
В центральном круге указывается вязкостный класс масла по SAE, дающий информацию о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит прокручивание двигателя, прокачивание системы смазки при низких температурах и надежное смазывание при высоких температурах, в режиме длительной работы на максимальных нагрузках.
В верхнем полукольце содержится информация об области применения и уровне ряда важнейших эксплуатационных свойств масла по API. В настоящее время используются два класса (SH и SJ) для бензиновых двигателей и пять классов (CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4) для дизельных двигателей. Уровни эксплуатационных свойств в порядке их возрастания обозначают первыми буквами латинского алфавита, стоящими за знаками категорий S и C.
В нижнем полукольце отмечается наличие у данного масла энергосберегающих свойств (способности экономить топливо). Для этого используется аббревиатура EC и римские цифры: II говорит о высокой степени энергосберегающих свойств, а I — о посредственной экономии топлива.
И в заключение скажем о типе применяемого топлива. Проблема заключается в том, что тип бензина, рекомендуемый для современного импортного мотора, указан по классификации, не соответствующей принятой в нашей стране. Устранить разночтения несложно с помощью табл. 2.
В России на бензоколонках указывают октановое число, полученное при измерении исследовательским методом, в США - среднее арифметическое двух методов: исследовательского и моторного.
Таким образом, получаем: американскому 87-му бензину соответствует наш 92-й: (92+83)/2=87.5; 89-му — 95-й: (95+85)/2=90; 92-му — 98-й: (98+88)/2=93.
Надеемся, что все вышеприведенные сведения помогут при выборе моторного масла для вашего лодочного мотора, хотя все же лучше обратиться к специалистам, чтобы избежать возможных неприятностей. Самостоятельно всех нюансов все равно не учесть. Да и надо ли?