Основные данные подвесного мотора "Suzuki DF140"
Двигатель: | |
— тип | Четырехтактный |
— кол-во цилиндров | 4 |
— кол-во клапанов | 16 |
— система газораспределения | DOHC |
— система питания | Непосредственный впрыск |
— привод ГРМ | Цепной |
Рабочий объем, см3 | 2044 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86/88 |
Макс. мощность, л.с. (кВт) | 140 (103) |
Рабочая частота вращения коленвала, об/мин | 5800-6200 |
Объем масла, л | 5.5 |
Генератор | 12 В, 40 А |
Вес*, кг | 186 |
* Для модификации под высоту транца 508 мм.
— Какие особенности "DF140" отличают его от прочих четырехтактных подвесных моторов?
— Начнем с внешнего вида и габаритов. Стильный дизайн капота, по которому вы можете узнать этот мотор издалека, служит не только целям эстетики, но и обеспечивает эффективную вентиляцию. Благодаря оригинальной внутренней компоновке "DF140" очень компактен, а центр тяжести его за счет промежуточного редуктора между коленвалом и валом привода смещен к транцу1. Вес у него меньше, чем даже у двухтактных моделей той же мощности! Все это позволяет значительно расширить диапазон использования мотора — прежде всего за счет легких спортивных катеров. И по мощности, и по весу, и по габаритам "DF140", на мой взгляд — идеальный вариант силовой установки для наиболее популярных сейчас "трейлерных" лодок-дейкрейсеров длиной 6-7 м, таких, например, как известный "Silver Eagle".
Да и вообще двигатели серии "DF" — это самостоятельные разработки, а не конвертированные автомобильные моторы (как, скажем, у подвесников "Honda"). Применение цепи вместо ремня ГРМ позволило удлинить сервисные промежутки, сделать конструкцию более надежной и избежать, к примеру, такой неприятности, как загиб клапанов при столкновении гребного винта с подводным препятствием (не секрет, что на моторах с зубчатым ремнем, имеющим свойство растягиваться под ударной нагрузкой, подобное иногда случается).
Водяное охлаждение масляного картера и впускного коллектора обеспечивает беспроблемную работу мотора на самых высоких оборотах, а эффективный воздушный обдув (вентилятором, в числе всего прочего, служит и сам вращающийся маховик) поддерживает наиболее оптимальный температурный режим для работы электроники. Ведь "DF140" — самый настоящий интеллектуал. Помимо непростой задачи управления сложной системой непосредственного впрыска, на электронные "мозги" здесь возложено и немало сервисных функций. Так, мотор сам напоминает владельцу о необходимости замены масла!
— Чем сложнее техника, тем сложнее и оборудование сервисных центров. Большая квалификация требуется и от механиков. В общем, на первое место порой выступают не те или иные качества мотора, а доступность и качество сервиса и ремонта. Готовы ли вы справиться с этой задачей?
— Очень важным преимуществом моторов "Suzuki" вообще и данной модели в частности является встроенная система диагностики. Любой мотор этой фирмы мощностью от 40 л.с. и выше можно подключить через специальный адаптер к обычному ноутбуку и вывести на экран не только текущую информацию о его работе в режиме реального времени, но и ответы на "исторические" вопросы: сколько времени он проработал на различных оборотах, включались ли системы аварийного предупреждения (если включались, то сколько раз и по какой причине), сколько раз пользователю выдавалось напоминание заменить масло. Контролируемыми системами являются инжекторы каждого цилиндра, топливный насос, клапан холостого хода, система зажигания и многое другое. Немаловажно, что в компьютер мотора "зашит" и его серийный номер. Эта диагностическая программа уже прошла первое успешное испытание в Санкт-Петербурге, и мы готовы поставить ее всем своим дилерам, занимающимся ремонтом моторов. Больше того — предлагается она и в розницу. Владелец такого мотора вправе знать о его работе все!
— Велик ли опыт эксплуатации "DF140" в отечественных условиях?
— К сожалению, прошлый сезон характеризовался жутким дефицитом моторов — не только у нас, но и в Европе, и в Америке. Из-за банкротства фирмы "ОМС" прочие производители бросились занимать освободившуюся нишу. Особенно это коснулось самого большого в мире американского рынка. Поскольку "DF140" — самая популярная модель в Америке и Европе, в прошлом году нам с трудом удалось получить только два мотора. Конечно, отзывы покупателей самые благоприятные, но, сами понимаете, два мотора — это не статистика.
— Каковы шансы россиян приобрести такой мотор в предстоящем сезоне?
— Надеюсь, что достаточно большие. Эта модель уже появилась в розничной продаже в нашем петербургском магазине "Элас" и у некоторых наших дилеров. Второй вопрос — хватит ли моторов на всех желающих, ведь в Европе в прошлом сезоне было продано более 1500 штук, а спрос так и остался неудовлетворенным.
— В каких регионах, на ваш взгляд, "DF140" может пользоваться наибольшей популярностью?
— Основные наши надежды связаны с Северо-Западным регионом и Поволжьем, но как российский дистрибьютор моторов "Suzuki" "Морской скат" готов осуществить поставки не только в любую точку страны от Калининграда до Владивостока, но даже в Республику Беларусь. Желающих узнать более подробную информацию о характеристиках этой модели, а также где и как ее можно приобрести, приглашаем посетить наш сайт. Связаться с нами можно и по телефону в Петербурге. У нас вы всегда можете узнать координаты ближайшего дилера "Suzuki", заказать запчасти и аксессуары и получить подробную техническую консультацию.
Специальному корреспонденту "КиЯ" в Голландии Кейту Хендерсону довелось принять участие в первой официальной презентации "DF140" в Ки Ларго (США, Флорида), а также тестировании новинки, которое было осуществлено совместно с нашими коллегами из немецкого журнала "Boote". Приводим ниже его впечатления, а также добытые тест-драйверами цифры.
Сразу после обычного мероприятия для прессы мы отправились на причал, возле которого меня и моих сотоварищей из "Boote" дожидался шведский 6.1-метровый "Crescent Dorado V23" с "Suzuki DF140" на транце. Не выпустив ни дымка, мотор сразу после запуска стабильно и уверенно заработал на холостом ходу. Обороты при этом невысоки — всего лишь около 650 об/мин. Крутился "DF140" столь тихо и мягко, что только журчание воды из "контрольки" подтверждало, что он вообще работает!
Когда, выбравшись за пределы гавани, я прибавил газ, мощный мотор практически моментально вывел лодку на глиссирование — приемистость на высоте. С ростом оборотов, естественно, увеличивался и шум мотора, но на крейсерской скорости, на двух третях газа (примерно при 4000 об/мин) шумомер выдал чуть более 80 дБ(А) — тише и не пожелаешь. Прибор прибором, но, по моим собственным ощущениям, на скоростях выше 30 км/ч шум ветра в ушах уже начинает заглушать звук мотора, хорошо различимо и шипение рассекаемой корпусом воды.
Со стальным 20-дюймовым винтом на полном газу и нагрузкой 3 человека тахометр показал ровно 6000 об/мин, так что некоторый запас до рекомендованного максимума в 6200 об/мин у нас еще оставался. Для четырехтактника такой мощности — моторчик довольно оборотистый! Максимальная скорость составила 66.2 км/ч, а уровень шума — 90 дБ(А). Ветер и волна при этом по-прежнему создавали если и не больше, то, по крайней мере, приблизительно столько же шума, что и сам мотор. Расход топлива варьировался от 2 л/ч на холостом ходу до 45 л/ч "на полной дыре"; на крейсерском ходу (4000 об/мин) он составлял не более 20 л/ч. В общем, если припомнить еще и вес — всего 186 кг, то я охарактеризовал бы "DF140" примерно так: "легкий и быстрый, как двухтактник, но при этом тихий, чистый и экономичный, как четырехтактник".
Примечания
1. Подробности — в "КиЯ" №175 и №178.