В отличие от автомобильного производства, с начала 50-х годов европейские изготовители подвесных лодочных моторов постепенно сдавали свои позиции на мировом рынке. И только итальянская компания "Сельва Марин", основанная в 1945 году чемпионом мира Лоренцо Сельва, и по сей день составляет достойную конкуренцию известнейшим японским и американским фирмам.
В 1960 году "Сельва Марин" создала новую производственную базу в г. Тирано, близ известного курорта Вальтеллина на севере Италии, и сосредоточилась исключительно на создании и производстве подвесных лодочных моторов. С того времени в Южной Европе, прежде всего у берегов Италии, большинство лодок и катеров влекут вперед рабочие лошадки "Сельва", укрытые под элегантными капотами с фирменной красно-синебелой раскраской.
"Сельва Марин" доказала, что простота конструкции и широкая унификация однотипных деталей могут благотворно влиять не только на цену и легкость обслуживания, но и на технические характеристики — 25 мировых, 35 европейских и 70 национальных (итальянских) чемпионатов выиграли моторы "Сельва", причем победы были одержаны в самых различных классах. Нынешний каталог изделий "Сельва Марин" включает подвесные лодочные моторы мощностью от 2.5 до 100 л.с.
Для интересующихся техническими подробностями добавим, что все двигатели имеют 5-канальную поперечную продувку и клапанное газораспределение. Все подшипники поршневой группы — игольчатые. Выхлоп осуществляется через полую ступицу гребного винта. Любители тишины безусловно оценят глушитель впуска.
Отдельного внимания заслуживает система защиты двигателя от перегрева. Все моторы "Сельва" оснащены термодатчиком и термостатом. Термостат регулирует равномерность нагрева стенок цилиндров мотора и контролирует эффективность работы системы водяного охлаждения, а термодатчик при необходимости отключит перегревающийся мотор — скажем, если на винт намотались водоросли.
Интересна и унифицированная система зажигания, не требующая регулировки. У всех моторов "Сельва" свеча зажигания каждого цилиндра обслуживается отдельным блоком зажигания. К свече от блока идет всего один провод. Такое техническое решение до предела упрощает обслуживание системы зажигания: если на свече нет искры, и при замене свечи искра не появилась, то следует отвернуть два болта крепления блока и заменить его на исправный. Выставлять зажигание при этом не требуется.
На все моторы "Сельва" могут быть установлены универсальный 12-вольтовый электростартер и генератор мощностью 70 Вт.
Итальянские моторостроители тщательно заботятся о надежности и долговечности своей продукции: корпус помпы охлаждения изготовлен из высококачественной бронзы, а все валы, пружины и крепеж — из нержавеющей стали. Наружные поверхности моторов имеют покрытия, стойкие к воздействию морской воды. От электрохимической коррозии двигатель защищен магниевым анодом.
Оправданной гордостью итальянских моторостроителей является процесс ручной сборки лодочных моторов с промежуточным контролем. Каждая из деталей тестируется дважды — первый раз сразу после изготовления, а затем уже установленной на мотор (большинство фирм ограничивается проверкой мотора в сборе).
Таким образом, итальянские моторы "Сельва Марин", простые по конструкции, надежные в работе и неприхотливые в обслуживании, благодаря своим несомненным достоинствам составляют достойную конкуренцию японским и американским изделиям.