История создания мотора "Бийск-45" по существу начинается с далекого 1975 г., когда на базе двухцилиндрового "Вихря-25" были созданы два экземпляра трехцилиндрового мотора. Эти два мотора успешно эксплуатировались в течение 15 лет. За это время были изготовлены опытные образцы четырехцилиндрового подвесного мотора мощностью 45 л.с. с оппозитным расположением цилиндров, а также образец стационарного трехцилиндрового двигателя с водометным движителем (на мотолодку "Крым").
В 1977 г. было изготовлено и испытано электронное зажигание, которое могло быть установлено на отечественные лодочные моторы любого типа.
Одним из основных принципов, на базе которых разрабатывалась концепция нового класса моторов, было требование надежности — обеспечение длительного срока постепенного (в процессе эксплуатации) износа конструкции и исключения возможности поломок, приводящих к аварийным ситуациям.
Система впуска топлива выполнена на основе обратных лепестковых клапанов, что предотвращает выброс топлива в карбюратор при работе на переменных нагрузках.
Независимая система подачи топлива в каждый цилиндр от отдельных карбюраторов при помощи топливных помп обеспечивает надежную работу и облегченный запуск мотора.
К другим необычным для нашей практики техническим решениям следует отнести использование системы выпуска отработавших газов через ступицу гребного винта, что снижает уровень шума и повышает общий КПД установки.
Учтены и повышенные требования к экологической чистоте мотора. В частности, выхлопной патрубок имеет рубашку, что обеспечивает догорание масла.
Опытные образцы нового подвесного мотора были изготовлены в 1990 г.
Представляют интерес результаты сравнительных испытаний "Бийска-45" и "Вихря-30" на серийных мотолодках "Прогресс-2". Один мерный участок длиной 13 км проходил по реке Бия, а второй длиной 24.5 км — по реке Обь.
При нагрузке 660 кг мотолодка с "Бийском-45" вышла на глиссирование на расстоянии 20-25 м от точки старта. "Прогресс-2" с мотором "Вихрь-30" при нагрузке свыше 550 кг на режим глиссирования не выходил.
Испытания на длительную работу мотора под нагрузкой проводились в походах по рекам Бия и Чулышман и Телецкому озеру на общее расстояние 900 км. Максимальное время непрерывной работы ПМ во время этих походов составляло 5 часов.
После двухлетней эксплуатации была проведена полная разборка с дефектацией деталей "Бийска-45". Выявлен лишь незначительный износ деталей цилиндро-поршневой группы.
В результате разработчики пришли к заключению, что компоновка "Бийска-45" и принятие таких конструктивных мер, как устранение ряда узлов с повышенным трением (золотники, бронзографитовые втулки редуктора и шатуна), а также усиленные коленчатый вал, редуктор, торсион, шатун обеспечивают повышение моторесурса при правильной эксплуатации мотора до 1500-2000 ч.
Эксплуатация мотора на менее тяжелых, чем "Прогресс-2" с полной нагрузкой, мотолодках обеспечивает скорости свыше 40-45 км/ч.