Одна из крупнейших в мире компаний по производству подвесных моторов и лодок в последние годы воспринималась как "больной титан". Неудачная политика в течение по крайней мере 12 лет подорвала ее положение. Компании. входившие в состав корпорации, были вынуждены вести жестокую борьбу за сохранение места на рынке.
12 лет назад корпорация решила скупить ряд судостроительных компаний и оснащать выпускаемые ими лодки только своими двигателями. В ответ на это независимые производители лодок, которые раньше покупали у ОМС моторы, заявили, что теперь их поставщики будут с нею конкурировать. Некоторые из них совсем отказались от поставок компании Waukegan (шт. Иллинойс), лежащей в основе корпорации.
В первой половине 90-х годов, в период общего экономического спада. ОМС была вынуждена сократить расходы и осталась без поддержки компаньонов. Один за другим были закрыты зарубежные филиалы, поставки стали производиться централизованно.
В то же время сохранялась ничем не оправданная постановка дела, когда, по словам Дэвида Джонса, "на протяжении очень длительного периода компании, входящие в состав ОМС, одновременно производили множество одинаковых и конкурирующих видов продукции — одних и тех же моделей моторов и лодок".
Корпорация столкнулась с необходимостью дорогостоящего решения проблем защиты окружающей среды. Законодательные органы, такие, как Bodensee Council и Комитет по защите окружающей среды США (ЕРА), высказали ряд претензий к продукции ОМС. Отстаивая позиции и защищая престиж своей продукции, ОМС была вынуждена идти на расходы и приобрести контрольный пакет акций на производство немецкой системы прямой инжекции топлива с электронным управлением — FIGHT.
Тяжелое положение ОМС можно характеризовать одной цифрой: потери компании за один только 1997 год составили 80 млн. долларов.
В июле 1998 г. ОМС сообщила о создании кардинально обновленного и перестроенного промышленного объединения и начала возрождения корпорации на основе новой единой программы. Начальным пунктом этой всеобъемлющей программы стало трехдневное путешествие на круизном лайнере по Карибскому морю более 1000 работников корпорации, дистрибьюторов, дилеров, а также специальных гостей и журналистов. Эта акция имела целью убедить весь мир водного спорта в том, что ОМС решительно изменила свою политику. Ведущая роль во всем происходящем принадлежала г-ну Дэвиду Джонсу, который с сентября прошлого года является президентом и председателем правления ОМС. Корпорация "переманила" его у своего главного конкурента — компании Mercury Marine. Он должен был кардинально изменить положение ОМС. И уже через несколько месяцев после назначения стало ясно, что это именно тот человек, которому удастся справиться с казалось бы невыполнимой задачей.
Все подробности новой программы стали известны в ходе самых различных мероприятий, в том числе и бурных собраний, которые проходили во время круиза.
По существу, стратегия Джонса предполагает рационализацию и перераспределение производства моторов и лодок. "Конкуренции внутри корпорации быть не должно", — заявил г-н Джонс.
В первую очередь это решение коснулось двух марок подвесных лодочных моторов — Evinrude и Johnson. Если раньше они воспринимались всеми как два разных названия по существу одного и того же мотора, то теперь каждому из них будут соответствовать разные модели.
Подвесные моторы Evinrude
Evinrude будет теперь самой престижной — элитной маркой ПМ, производимых корпорацией. Новейшие двухтактные двигатели с низким уровнем выбросов вредных веществ, с электронным управлением работой двигателя и с системой прямой инжекции топлива FIGHT (см. "КиЯ" №162), а также четырехтактные модели будут производиться именно под этим наименованием.
В 1999 г. система FIGHT будет установлена на двухтактные ПМ серии V6 мощностью 150 и 170 л.с. на новые модели мощностью 200 и 225 л.с. и на модели серии V4 мощностью 90 и 115 л.с. Это будет уже "второе поколение" двигателей с системой прямой инжекции топлива, впервые примененной на серии V4s в предыдущем году.
Модель 1999 г. усовершенствована следующим образом: видоизменен и усовершенствован топливный инжектор; изменено расположение сепаратора паров для более удобного обслуживания; модуль зажигания подключен к блоку электронного контроля; электрическая система получила водяное охлаждение; усовершенствована конструкция вентилятора; на ПМ 200 и 225 л.с. установлена новая модель топливного насоса.
Все вышеперечисленные ПМ оснащены системой ограничения оборотов двигателя при перегреве (SLOW), системой антикоррозионной защиты (Deep Guard), регулятором наклона двигателя, а также системой контроля работы двигателя (System Check).
Продолжая выпуск новых моделей ПМ с четырехтактными двигателями, корпорация запускает в производство "Эвинруды" мощностью 6, 40 и 50 л.с.
Одновременно, усовершенствуются выпускавшиеся ранее модели от 5 до 70 л.с. Это в первую очередь касается ПМ на 6 и 15 л.с. В двигателях этих моделей установлена новая топливная система с дроссельной фрикционной муфтой. На оси дросселя установлен кулачок, который фиксирует каждое движение и регулирует уровень поступления топлива, одновременно усиливая чувствительность дросселя. Это повышает эффективность работы карбюратора, что в свою очередь позволяет добиться почти 30%-ной экономии топлива.
В 1999 г. под той же маркой будут выпускаться 4 модели четырехтактных так называемых "портативных" ПМ мощностью 5, 8.9.9 и 15л.с. Экологически чистые, с мягким, плавным ходом двигатели ПМ на 9.9 и 15 л.с. разработаны на основе патентных технологий. На них устанавливаются: устройство, препятствующее отдаче при запуске (система Smart Start), оптическая система зажигания (OIS 2000), система регулировки угла наклона ПМ, а также новая модель гребного винта с 4 широкими лопастями. К особенностям конструкции этих моделей относятся также верхний стартер, переключатель скоростей — "вперед/нейтраль/назад", штуцер для промывки пресной водой, система антивибрационной изоляции, автоматическая система охлаждения, система программирования уровня наклона для работы на мелководье и вращающийся масляный фильтр (кроме моделей мощностью 6 и 8 л.с.). Все 15-сильные модели имеют систему электрического запуска двигателя (Electric Start).
В дополнение к уже популярным четырехтактным ПМ "средней мощности" в 1999 г. будут производиться два новых трехцилиндровых ПМ на 40 и 50 л.с. Эти модели особенно удобны в эксплуатации. На них установлены: электронная система инжекции топлива; система контроля работы двигателя (System Check); система ограничения оборотов при перегреве (SLOW); система электронного запуска двигателя при повороте ключа зажигания и система регулировки подачи топлива, позволяющая добиться максимальной экономичности двигателя. Двигатели этого класса обладают прекрасными ходовыми качествами и благодаря системе электронного контроля зажигания имеют высокие показатели эффективности использования топлива.
Следует особо отметить, что все 36 моделей ПМ Evinrude, которые планируется выпускать в 1999 г., уже сегодня отвечают требованиям и экологическим стандартам 2006 года, установленным ЕРА. Руководство ОМС полагает, что именно это сделает отделение Evinrude самым популярным производителем ПМ с низким выбросом вредных веществ.
Подвесные моторы Johnson
В отличие от новейших разработок, характеризующих направление деятельности отделения Evinrude, при производстве ПМ Johnson используется проверенная временем технология. О ПМ с двухтактными карбюраторными двигателями Johnson можно сказать, что они имеют заслуженную репутацию надежных "рабочих лошадок" без излишних сложностей и сверхдорогих систем и поэтому не считаются элитными.
Отделение Johnson предлагает покупателю целый спектр разнообразных моделей ПМ, начиная с малых "переносных" моторов на 2 л.с. В 1999 г. будет выпускаться и ряд новых моделей.
ПМ с высокой выходной мощностью 225 л.с. (High Output) — более приемистый и мощный, чем выпускаемые до сих пор, будет лучшей моделью этого класса. Он предназначен для установки на рыболовные лодки, на буксировщики лыжников и на различные модели больших речных лодок.
Большой популярностью пользуются ПМ серии V6. В 1999 г. базовая модель этой серии будет доработана. На ней будут установлены: система электронного запуска двигателя (Quick Start); система электронного зажигания (Mag Flash CD): генератор переменного тока (Top Charge 35 А); система трима (Fastrak) — регулировки угла наклона; система возвратно-петлевой продувки; система ограничения оборотов двигателя при перегреве (SLOW), а также система контроля работы двигателя (System Check). Кроме того, все ПМ теперь проходят особо высококачественную антикоррозионную обработку (антикоррозионная защита Deep Guard).
Надо отметить, что более ранние разработки, предназначавшиеся для ПМ серии V6, легли в основу производства ПМ серий V4 и V4s. Стандартный набор технических особенностей этих двигателей включает; оптическую систему зажигания (OIS 2000); индукционную систему Power Path; систему электрозапуска двигателя (Quick Start); систему ограничения оборотов двигателя при перегреве (SLOW). При этом некоторые новинки специально разработаны для ПМ этих серий. Так, например, угол развала цилиндров составляет 60°, а головка блока цилиндров имеет закрытую конструкцию.
Что касается трехцилиндровых ПМ, то их можно разделить на три подкласса: 1 — портативные: 2 — компактные и 3 — средней мощности. Предполагается, что в 1999 г. самыми популярными моделями этого ряда станут уже известные 25- и 35-сильные ПМ.
Компактные ПМ на 25 и 35 л.с. разработаны на основе современных технологий и обладают многими техническими характеристиками, которые в основном присущи более крупным и мощным моторам. Они очень прочны, надежны и обеспечивают мягкий, плавный и устойчивый ход лодки.
На них устанавливаются сдвоенные поршневые кольца, что способствует повышению износостойкости цилиндров и позволяет увеличить производительность двигателя.
На компактных (а также на портативных) моделях устанавливаются: электронная и оптическая системы зажигания; термостат для контроля температуры; система ограничения оборотов двигателя при перегреве (SLOW) и система электрозапуска двигателя (Quick Start). Детали двигателей обрабатываются высококачественным 13-слойным антикоррозионным покрытием (Deep Guard).
В 1999 г. отделение Johnson предлагает потребителю также и двухцилиндровые ПМ мощностью 25 и 35 л.с.
Средние ПМ мощностью от 40 до 70 л.с. демонстрируют высокие рабочие качества и надежность. Они, как правило, имеют большой объем цилиндров и рассчитаны на перевозку тяжелых грузов. Необходимость создания новых двух- и трехцилиндровых моделей ПМ этого класса определялась именно целями их использования, так как по мощности, прочности и надежности им нет равных.
На них устанавливаются цельнокованые коленчатые валы (Uni-Forge) и валы привода, прошедшие антикоррозионную обработку. Все средние двигатели оборудованы автоматическим регулированием давления и температуры в системе охлаждения; системой ограничения оборотов двигателя при перегреве и системой возвратно-петлевой продувки. Все они (кроме 40-сильных ПМ с ручным запуском) имеют системы: инжекции масла, электронного зажигания (Mag Flash CD) и контроля работы двигателя (System Check).
Под маркой Johnson производится также ряд ПМ с водометными движителями, а также профессиональные подвесные моторы, используемые для промышленных и военных целей.
Водометные ПМ мощностью от 18 до 150 л.с. используются в основном рыбаками. В некоторых ситуациях им нет равных. Например, они прекрасно работают на глубине всего 15 см. Моторы проходят хорошую антикоррозионную обработку и комплектуются цельноковаными деталями. На все модели устанавливаются системы предупреждения о перегреве и ограничения оборотов двигателя, а также автомат регулирования давления и температуры в системе охлаждения. Модели мощностью 40, 115 и 150 л.с. оборудованы также системой инжекции масла и системой трима.
Помимо вышеперечисленных моделей компания Johnson Outboards предлагает в 1999 г. широкий выбор "массивных" и особо прочных ПМ для морских лодок — серия Ocean Pro. В будущем году планируется выпустить 14 моделей этого типа, начиная со 115-сильных серии V4 и заканчивая 250-сильными серии V6. Устанавливаемый механизм электронного контроля камеры сгорания обеспечивает высокую производительность и большую мощность этих двигателей. Конструкция цилиндров и установленный режим работы позволяют добиться высокой экономии топлива. Так же, как и их предшественники, моторы Johnson Ocean Pro очень удобны и легки в управлении.
Специально разработанные для эксплуатации в суровых условиях открытого моря эти моторы оснащены высококлассной системой трима (Fastrak), которая позволяет изменять угол наклона ПМ до 21°; возможен отрицательный 6-градусный наклон ПМ, а также поднятие его на 76° при спуске лодки на воду и на время транспортировки. На эти двигатели устанавливается генератор переменного тока (Top Charge) — один из самых надежных и устанавливаемый в основном на крупногабаритные мощные двигатели.
Очень важную роль играет система контроля работы двигателя, предупреждающая обо всех отклонениях, которые могут привести к нарушениям нормального режима.
На двигатели ПМ Ocean Pro устанавливается единый неразъемный блок цилиндров, что также способствует повышению его удельной мощности.
Антикоррозионная обработка производится по усовершенствованной технологии. На детали наносится изоляционное покрытие, затем — термостойкий краситель на силиконовой основе и лишь после этого — антикоррозионное покрытие из сплава алюминия с низким содержанием меди. Многие детали изготовляются из нержавеющей стали.
В один ряд с ПМ Ocean Pro можно поставить моторы класса Rescue Pro, активно используемые спасательными, патрульными и правительственными службами. В 1999 г. компания Johnson предлагает усовершенствованные ПМ этого класса.
Специалисты-разработчики создали новую модель водометного ПМ с движителем осевого типа. Она по всем показателям превосходит выпускавшиеся ранее модели, обладает большими возможностями, очень удобна в управлении и сервисном обслуживании. В то время, как ПМ с центробежными водометами уступают по мощности винтовым ПМ на 30%, новый водометный ПМ Rescue Pro мощность не теряет; вода прогоняется через импеллер только горизонтально. Новый ПМ отличается от ранее выпускавшихся водометных моделей еще и тем, что на нем установлен переключатель скоростей "вперед/нейтраль/назад".
Компания гарантирует высокую надежность водометных ПМ, а также длительный срок их эксплуатации в экстремальных условиях. При сильной загрузке лодки многие винтовые ПМ не могут развить такой скорости, какую развивают водометные ПМ Rescue Pro. Большинство моделей этого класса оборудовано системой дистанционного управления двигателем, системой электрического запуска двигателя (хотя есть и двухцилиндровые модели с ручным запуском), системой трима, а также системой возвратно-петлевой продувки и строенным карбюратором.
Как уже отмечалось, моторы марки Johnson пользуются большой популярностью. Тем не менее, в связи с тем, что законодательство предъявляет все более высокие требования к экологической чистоте ПМ, корпорация ОМС предусматривает применение технологии прямой инжекции топлива FIGHT и на производственной линии марки Johnson. В то же время двигатели марки Evinrude будут использоваться в качестве основы, на базе которой будет проводиться дальнейшее усовершенствование системы FIGHT.
Изменение экономической политики
По мнению вице-президента ОМС Поля Рэйба, разделение производственных линий Evinrude и Johnson стало самым значительным событием для корпорации с тех пор, как в 1935 г. Ральф Эвинруд и Стефан Бриггс приобрели компанию Johnson Motors. Этот шаг будет способствовать развитию всех сфер деятельности корпорации — от производства до сферы рынка и сети сервиса.
Изменение статуса торговых марок Evinrude и Johnson привело к тому, что дилеры ОМС могут торговать продукцией обеих марок одновременно, в то время как раньше каждая марка имела свою отдельную сеть дилеров.
Еще несколько лет назад сеть дилеров ОМС насчитывала около 10000 человек. В настоящее время продажей как ПМ, так и лодок занимаются 6000 человек.
Уже проделана большая работа по сокращению расходов и налаживанию связей и контактов между отделениями корпорации. В результате этих усилий экономия компании, по самым грубым подсчетам, составила за минувший год 7 млн. долл.
Перестройка производственных процессов и всей системы функционирования корпорации, включая закрытие одной из фабрик, привела к потере 540 рабочих мест и сокращению занятости на 8 %. т.е. приблизительно до 6.5 тысяч человек.
Вице-президент ОМС по организации поставок и материально-технического обеспечения Боб Уэрнер заявил, что корпорация борется за сокращение ежегодных расходов на 10-15 %. Такая политика могла бы привести к значительной экономии, особенно если учесть, что ОМС тратит 550 млн. долл. на закупку сырья и материалов, а также на сервисное обслуживание.
Благодаря рекламной компании и активной работе сотрудников ОМС вложения в производственную сферу в 1999 г. составят более 300 млн. долл.
Известно, что путь к успеху всегда труден и все происходящее — своего рода лотерея. Как заметил один из высокопоставленных сотрудников ОМС, "В этой игре мы поставили на нашу компанию". А пока наиболее крупные реальные денежные поступления приносит патентная технология прямой инжекции топлива с электронной системой FIGHT. В использовании этой технологии заинтересованы производители мотолодок и гидроциклов, а также других малых транспортных средств.