Акционерное общество «Моторостроитель» и Самарское конструкторское бюро машиностроения (СКБМ) разработали новый подвесной мотор "Вихрь-30МА", который является следующим этапом развития лодочных моторов семейства "Вихрь". Проведены испытания опытных образцов мотора.
Новый "Вихрь" имеет двигатель, полностью аналогичный двигателю "Вихря-32" (см. "КиЯ" №164, "Вихрь" сегодня и завтра). Основным отличием новой модели является изменение конструкции нижней части подвесного мотора. "Вихрь-30МА" имеет усиленную подвеску с измененными элементами фиксации положения мотора в откинутом состоянии. Двигатель крепится не на поддоне, а непосредственно на дейдвуде, что освобождает поддон и румпель от повышенных вибраций, которые проявляются на предыдущих модификациях "Вихря".
Выхлоп осуществляется через ступицу винта. Изменен редуктор. Теперь он имеет меньшую площадь поперечного сечения благодаря ликвидации разъема корпуса редуктора вдоль гребного вала. Это приводит к повышению общего пропульсивного КПД системы лодка-мотор и, соответственно, обеспечивает увеличение скорости движения лодки. Подобная конструкция редуктора сейчас применяется на зарубежных моторах. Использование такого корпуса привело к изменению соединения ведущей шестерни редуктора и ее вала. Шестерня крепится на вал конусной насадкой. Изменился и механизм переключения реверса.
Усовершенствована водяная помпа: повышена ее производительность.
Увеличена пропускная способность канала выхлопных газов в дейдвуде с целью снижения сопротивления выхлопу.
Для облегчения запуска в дейдвуде выполнено отверстие, компенсирующее сопротивление давления столба воды, заполняющей погруженную в воду часть выхлопного канала.
Двигатель закрывается более современным капотом. Предполагается, что новый мотор будет выпускаться в морском варианте. Для этого предусмотрены цинковые закладные элементы, обеспечивающие протекторную защиту корпусных деталей от коррозии, и химико-гальваническая обработка внутренних поверхностей, соприкасающихся с водой.
Проведенные испытания мотора в стендовых условиях и на лодке показали следующие результаты: мощность — 23.5 кВт (32 л.с.), удельный расход топлива — 320 г/л.с.·час Существенно снизился уровень вибрации на румпеле (65 дБ вместо 110 дБ на серийном "Вихре"). Уменьшился уровень шума.
Увеличилась скорость лодки при одинаковых условиях испытаний. Снизился путевой расход топлива.
На АО "Моторостроитель" ведется работа по выпуску в текущем году опытно-промышленной партии в 50 новых моторов "Вихрь-30МА". Параллельно ведется дооснащение серийного производства с тем, чтобы наладить в дальнейшем серийный выпуск этих моторов.
Мы будем признательны всем, кто будет эксплуатировать эти моторы, за замечания и пожелания относительно их усовершенствования. Ждем Ваших писем.
Объединение продолжает работу над усовершенствованием подвесных лодочных моторов семейства "Вихрь" и расширением их мощностного ряда. В частности, начались работы по проектированию лодочного мотора мощностью 37 кВт (50 л.с.).