В "КиЯ" №161 за 1997 г была опубликована заметка В. Мазуренко "Усовершенствование узла газораспределения моторов "Вихрь". Хочу предложить свой вариант такого усовершенствования: он гораздо проще, КПД у него выше, он опробован в течение пяти лет и доведен при испытаниях многих "Вихрей-25" и "Вихрей-30".
Суть его в следующем При сжатии поршнем, находящимся в НМТ, бензино-воздушной смеси в картере создается повышенное давление. Это повышенное давление способствует перекачиванию смеси по каналам из картера в цилиндр (где а это время создается разреженно) через открытые впускные окна.
Время создания повышенного давления в картере совпадает с движением золотника над впускным отверстием картера. Золотник закрывает его, создавая герметичную полость в картере, чем и способствует росту давления. Но вся хитрость конструкции "Вихрей" в том, что эта герметичность но создается вовсе? Из-за этого моторы имели ухудшенную продуоку картера и выброс части топлива в полость карбюратора. Многие знают, как "пылят" диффузоры карбюраторов. Подставив ладонь к диффузору, сразу чувствуешь холодок, рука становится мокрой.
Все рекомендации "спецов" по настройке карбюраторов и регулировке зажигания вызывали смех. Причина кроется в непродуманной конструкции золотника. Дело в том, что в момент перекрытия впускного окна картера своей плоскостью золотник проходит над впускным отверстием своим отверстием большого диаметра (18 мм). Хотя в отверстии и находится ведущий палец золотника, он не обеспечивает герметичности. Ведь золотник по этому пальцу (а также и по малому ведущему) должен, согласно конструкции, передвигаться свободно, без заеданий, иначе пружины не смогут прижать золотник к плоскости картера. А ведь это впускной клапан Вихрей"! Сравните: есть ли в автомобильных клапанах щели? Их нет и не должно быть. А вот в "Вихрях" они заложены конструктивно. Между пальцами золотника и отверстиями, в которых они находятся, существуют щели! Вот в эту щель большого диаметра (18 мм) и устремляется сжатая смесь И никакая настройка карбюраторов и зажигания не сможет ее загнать назад, поскольку давление смеси а картере в этот момент выше атмосферного
Вот так и пылили десятилетиями наши "Вихри", заливая смесью поддоны и капоты, создавая постоянную взрывоопасную ситуацию. После двух пожаров, сопровождавшихся взрывами под капотом закрытого двигателя (спасали отверстия большого диаметра, зарешеченные о старых металлических капотах, а также отверстия в поддоне), я перестал эксплуатировать мотор с капотом. Этим я создавал естественный обдув воздухом околомоторного пространства. И задумался: чем это вызвано? Ведь второй случай произошел после установки закрытого карбюратора. исключающего течь. Проведенная разборка двигателя и настоящая исследовательская работа позволили найти это несоответствие. Были найдены и пути устранения, сделавшие этот узел "нормальным".
Итак, из текстолита (кругляка) вытачиваются две пластинки-заглушки: одна диаметром 17.7 мм, другая 7.7 мм. Толщина их 1.5 мм. Если нет станка, эту операцию можно произвести вручную, вырезав пластинки лобзиком из листового материала. На качество переделки это не влияет.
Затем берется рабочий золотник (уже отработавший некоторое время на моторе или совершенно новый — значения не имеет). Ацетоном обезжириваются отверстия золотника и обе пластинки. Пластинки промазываются эпоксидной смолой по периметру, а отверстия золотника лишь на 1.5-2.0 мм от рабочей поверхности трения золотника: иначе лишний клей будет неудобно устранять, а если этого не сделать, клей будет служить помехой для ведущего пальца. Для этих целей ка заглушающих пластинках (заглушках) и уменьшен диаметр образовавшуюся полость заполнит клей При вклеивании заглушек их необходимо немного — на 0.1-0.5 мм — выпускать вниз, "на выпуск" в сторону рабочей плоскости золотника (на схеме показано пунктиром).
Затем на токарном станке необходимо проточить всю поцарапанную, а надирах, рабочую поверхность золотника, а также срезать выступающие части заглушек. Золотник приобретет новую, гладкую восстановленную поверхность без сквозных отверстий Толщина заглушек, вклеенных в отверстия, составит 1.0-1.3 мм в зависимости от качества вклейки. Ведущие пальцы свободно входят в отверстия, не касаясь этих заглушек, но благодаря им смесь ужо не прорвется в карбюратор!
Если нет токарного станка, можно притереть золотники на новой абразивной шайбе, проверяя качество притирки металлической линейкой. Эту операцию советую сделать и с новыми золотниками. Но доверяйте их красивому новому виду! Большое их количество имеют либо прогибание плоскости, либо выпуклость. Это неоднократно проверено.
Ни в коем случае не притирайте золотники на наждачной шкурке. Она уступает по прочности шайбе, в которой абразивные частички плотно спрессованы. Осыпавшиеся абразивные частички "въедаются" в текстолит, а затем на моторе сделают свое черное дело, изувечив плоскость картера.
На своем "Вихре-30", имеющем два карбюратора (каждый работает на свой цилиндр), мне пришлось дважды проводить исследования, поскольку после установки второго карбюратора карбюраторы запылили параллельно. Выброс топлива достигал 50-60 мм! Установка золотников нового типа пиши частично укоротила выброс. Далее началась борьба с впускными отверстиями и с фазами впуска "Вихря-30". Но это уже другая история!