Система охлаждения
Одной из возможных причин перегрева двигателя является отсутствие верхнего сальника на корпусе помпы охлаждения и, как следствие, подсос воздуха по зазору между корпусом помпы и валом-шестерней (достигающим 0.5 мм и более), шпоночному пазу и проточке на валу под штифт крыльчатки, радиальному зазору между нижней пластиной и валом-шестерней. По этому пути воздух попадает в полость, откуда происходит забор воды. Это может происходить даже при использовании неизношенных (новых) корпуса, пластины и крыльчатки водопомпы.
Наиболее характерные проявления неисправности:
- отсутствует подача воды при запуске двигателя на нейтрали после стоянки (обычно 10 мин. и более); при кратковременном включении переднего хода подача воды восстанавливается за счет гидродинамического подпора воды от работы гребного винта и при включении нейтрали обычно сохраняется;
- периодически повышается температура двигателя под нагрузкой без нарушения его работы, что связано обычно с ходом на попутной мелкой волне или перекладкой руля, т.е. в условиях, способствующих кратковременной (доли секунды) аэрации винта.
Эти явления могут временно исчезнуть (после переборки помпы без замены деталей, но при обильном заполнении проточки под штифт крыльчатки густой смазкой ЦИАТИМ-201, ЛИТОЛ-24 и т.п.), а затем, по мере вымывания смазки, возобновляются.
Для ремонта следует на корпусе помпы проточить гнездо диаметром 24.8 мм и глубиной 3.5 мм и установить в него сальник, желательно на водостойком клее "Момент" или "Феникс". Сальник можно заменить кольцом из маслобензостойкой резины внутренним диаметром чуть менее 14 мм; размеры гнезда при этом могут быть другими.
Другой причиной перегрева двигателя может быть износ корпуса помпы. Для этого случая наиболее характерен перегрев двигателя на нейтрали, даже если вода устойчиво поступает в систему охлаждения. Температура плавно возрастает в течение 2-3 минут до 60-80 и более градусов (нормальная температура блока цилиндров при работе двигателя на нейтрали — не более 50"). На малом переднем ходу система охлаждения работает нормально. При нагрузке характерно устойчивое повышение температуры на 5-10" (иногда более), по сравнению с нормальной для данного мотора. Смена крыльчатки помогает незначительно и на короткое время; заметен неравномерный износ концевых участков лопастей по высоте. При осмотре внутренней полости помпы на ощупь четко определяется нецилиндричность боковой стенки стакана, заметны глубокие борозды выработки частицами песка.
Исправить неполадку можно только заменой корпуса помпы или запрессовкой новой втулки-стакана взамен изношенной. Как правило, средний срок службы стакана составляет 4-6 лет.
Наибольшее влияние на работу водопомпы оказывает прогиб центральной части вниз на 0.5 мм и более. Износ в виде концентрических широких борозд влияет на производительность помпы гораздо слабее и только когда превышает 1/3 толщины пластины. При этом могут появиться и надиры на нижней поверхности лопастей крыльчатки.
Незначительный (до 0.5 мм) выгиб центральной части пластины вверх не опасен, так как устраняется в процессе сборки помпы давлением ступицы крыльчатки. Прогиб большей величины можно устранить рихтовкой пластины на ровной поверхности. При износе пластину можно перевернуть, выполнив новый фиксатор симметрично заборному отверстию и тщательно сошлифовав старый.
Иногда перегрев наблюдается и при пробое прокладки между камерой сгорания и водяной рубашкой. Этот дефект связан исключительно со слабой затяжкой крепежа блока головок. При этом резко ухудшается запуск двигателя; при медленном прокручивании коленвала заметно снижение компрессии на одном из цилиндров (соответствующем пробитому участку прокладки); в цилиндре можно обнаружить воду.
При установке глушителя на "Вихре-30" следует убедиться в правильном расположении прокладки между глушителем и блоком цилиндров, так как при ее "зеркальном" развороте относительно вертикальной оси и несовпадении перемычек прокладки и блока возможна утечка воды из нижней части водяной рубашки в дейдвуд, что приводит к перегреву двигателя. По этой же причине невозможна работа "тридцатки", в отличие от других моделей "Вихря", со снятым глушителем — произойдет быстрый перегрев двигателя и заклинивание поршней.
В случае разрушения крыльчатки (в результате засорения водозаборника при работе мотора) мелкие обрывки лопастей могут попасть через напорную трубку в полости двигателя и частично перекрыть саму трубку или одно из перепускных отверстий. Эту причину надо иметь в виду, если ранее мотор охлаждался нормально, а после ремонта систематически перегревается, несмотря на все усилия. К сожалению, в этом случае потребуется разобрать систему охлаждения, а возможно, и двигатель, чтобы осмотреть все водяные полости; поэтому сначала следует убедиться, что иные возможные причины исключены.
Работа системы охлаждения может нарушаться при потере герметичности (разрыве стенки) трубки или канала от заборника до помпы либо напорной трубки, а также при сплющивании этих трубок. Это может произойти в результате аварии или просто из-за небрежной разборки-сборки мотора, замерзания воды а также при отсутствии пробки-"заглушки" заборника. Следует проверить также резиновую втулку между патрубком помпы и напорной трубкой, уплотнение между поддоном и картером. При всех этих неполадках система охлаждения работает тем хуже, чем с большей нагрузкой работает мотор.
При установке новой крыльчатки или осмотре помпы желательно проверить глубину шпоночного паза крыльчатки и при необходимости проточить его надфилем до 1.5±0.1 мм, т.е. до половины диаметра нового штифта. При глубине менее 1 мм и коррозионном износе штифта его может "срезать"; при этом паз будет разбит, бронзовая втулка, а значит, и крыльчатка придут в негодность.
Редуктор
При увеличенном рабочем зазоре в игольчатом подшипнике и износе пары "вал винта — внутренняя втулка шестерни" начинается выкрашивание поверхности шестерни под игольчатый подшипник. Если не принять мер, то через 10-40 часов работы происходит заклинивание и разрушение игольчатого подшипника, шестерни переднего хода и, возможно, опорного подшипника 8106 и вала-шестерни.
Если обнаружены лишь отдельные впадины размером около 1 мм2, образующие "дорожку" на части окружности шестерни с максимальной шириной менее 1/4 высоты ролика, достаточно подобрать новые ролики и наружную обойму. Возможно даже применение разных размерных групп, например роликов гр.I и обоймы rp.II, если рабочий зазор в подшипнике при этом уменьшится до нормы. В противном случае лучше заменить шестерни или попытаться восстановить рабочую поверхность, как описано в "КиЯ" №112 или №133. Одновременно желательно заменить и внутренние бронзовые втулки, чтобы обеспечить свободное вращение шестерен на валу винта без радиального биения и люфта.
При консервации мотора на зимнее хранение после удаления старой смазки и промывки полости редуктора бензином или топливной смесью в редуктор следует залить около 200 мл автола; затем надо несколько раз провернуть двигатель стартером. Перед навигацией слить автол и без промывки залить 150 мл нигрола или иной смазки по инструкции. Такая консервация полностью исключает коррозию деталей даже при наличии следов воды. Небольшое добавление автола (до 20%) к смазке, с которой эксплуатируется мотор, также предохраняет детали от коррозии в период стоянки между выходами, даже при наличии незначительного количества воды (до 5 мл).
При отсутствии воды в редукторе, отработанную смазку можно использовать повторно, предварительно пропустив через фильтр из промокательной бумаги (этот процесс может занять до двух недель). Потери на фильтрование (около 15%) компенсируют добавкой свежей смазки. Таким образом можно снизить расход смазки редуктора в несколько раз при соблюдении регламента, установленного инструкцией по эксплуатации.
Запуск "Вихря"
При запуске холодного мотора после заполнения карбюратора топливом (с небольшой "перекачкой") следует включить подсос, и в положении "малый газ" либо с едва приоткрытой заслонкой энергично провернуть мотор стартером несколько раз. После запуска немедленно выключить подсос и прогреть мотор в течение 1-2 минут, как рекомендует инструкция.
Если ранее исправно работавший мотор после стоянки не дает даже отдельных вспышек после 5-7 рывков, причина только в засорении системы холостого хода карбюратора, вероятнее всего — каплей воды (конденсата). Следует подкачать топливо и повторить попытку. Если вспышки по-прежнему отсутствуют — надо вывернуть и продуть жиклер холостого хода. Из-за малой частоты вращения при запуске топливо через главный жиклер не поступает. По этой же причине не имеет смысла пытаться запустить холодный мотор с полностью открытым дросселем.
Признаком засорения жиклера холостого хода является также "беспричинное" повышение частоты вращения двигателя на нейтрали и малом ходу по сравнению с обычной, особенно, если температура окружающего воздуха существенно не изменилась.
Фиксация гайки маховика
Диск 2.100-037, кроме обеспечения работы ручного стартера, предохраняет гайку маховика от самоотворачивания при работе мотора. Аналогична и функция диска 3.100-037 на модели с электрозапуском.
Просечки внутреннего отверстия обеспечивают фиксацию гайки через 1/12 оборота, т.е. 30°. Как показывает опыт, этот интервал слишком велик: если гайку маховика затянуть до упора, три отверстия в диске под винты М6 могут не совпасть с соответствующими отверстиями в маховике. Вследствие этого довольно часто гайку не затягивают до конца. Несмотря на наличие под ней пружинной шайбы, в результате "недозатяжки" маховик может "привариться" к конусу коленвала.
На своем моторе, кроме имеющихся трех отверстий в диске под крепежные винты, я выполнил еще 3 аналогичных. Взаимное расположение старых и новых отверстий таково, что интервал фиксации гайки сокращен вдвое, т.е. до 1/24 оборота или 15°. Это позволяет максимально затянуть гайку маховика, не прилагая в то же время чрезмерных усилий, и таким образом практически исключить "приварку".
От редакции
Предлагаем вниманию читателей "КиЯ" заметки киевского водномоторника Д. Шевелева. Лодками и моторами он увлекается с 1974 г.; последние 10 лет эксплуатирует "Прогресс-2М" с "Вихрем-30".
Просматривая подшивку "КиЯ", он обратил внимание на вопросы, которые особенно часто задают владельцы "Вихрей". С большинством тех же самых проблем пришлось встретиться и ему. При этом нередко причина неисправности, как он убеждался, оказывалась несколько проще, чем "диагнозы", поставленные в опубликованных ответах.
"Например, владелец одного из "Нептунов" около двух лет мучился с перебоями в системе зажигания. Его мотор успели осмотреть, вероятно, все "корифеи" стоянки. Были заменены (напрасно) несколько конденсаторов и один ТЛМ. Все же, что потребовалось выполнить, это определенным образом выставить зазор в прерывателе. Перед этим такая же операция была проделана на двух "Вихрях" с аналогичными магдино (MB-1) и теми же "симптомами". Правда, поиск причины потребовал примерно 2 часа размышлений и небольшой проверки на ходу. Все три мотора я имел возможность наблюдать затем около 3 лет. Ни на одном не потребовалось выполнять какие-либо работы, связанные с системой зажигания (очистка свечей 1-2 раза в год — не в счет). Кстати, сама процедура "диагностики" и "лечения" в сумме занимала не более получаса в худшем случае", — пишет Д. Шевелев.
Надеемся, что опыт автора окажется полезным нашим читателям.