15 октябре над павильоном «Ленэкспо» в Ленинграде парил рекламный цеппелин, зазывая желающих посетить первую Всесоюзную выставку научно-технических и производственных кооперативов. «Опять эти кооператоры», — с раздражением перед входом говорили одни, ожидая увидеть надоевшую «варенку» и безвкусную бижутерию. «Вот что может настоящая инициатива и предприимчивость», — говорили перед выходом другие, силясь перечислить увиденное. Электронная диагностическая аппаратура и теплицы арочного типа с двойным пленочным покрытием по цене ниже государственной, «изобретающая машина» на основе компьютеров и веломобили, развивающие скорость свыше 100 км/ч, красивая и добротная мебель, которую уже давно не увидишь в магазинах, и компактные устройства, мгновенно показывающие на электронной строке номер телефона, с которого вам звонят... Всего, что было представлено, не перечислишь. Причем, на основе жесткого отбора оргкомитет выставки из двух тысяч кооперативов, изъявивших желание участвовать в выставке, выбрал только 180.
Были ли среди них такие, кто бы мог своей продукцией заинтересовать любителей водномоторного спорта и отдыха на воде? Были! Причем почти все они свою деятельность сосредоточили на самой болевой точке нашего малого флота — производстве двигателей.
В первую очередь мы обратили внимание на гоночные подвесные моторы ковровского производственного кооператива «Восход».
Не секрет, что несмотря на ведущие позиции в мире наших скутеристов, положение с обеспечением этого класса судов гоночными моторами отчаянное. Зарубежной техникой, в основном западногерманскими «Кёнигами», обеспечивается только «элитная» часть наших ведущих водномоторников. На выступления скутеристов нашего второго эшелона, вынужденных гоняться на чиненых-перечиненых моторах и редко дотягивающих до финиша, смотреть больно. Надеждам в семидесятые годы на ульяновские гоночные «Ветерки» — «ГЛМ-1; -2; -3; -4» не суждено было сбыться.
Ковровскому кооперативу «Восход», созданному на базе одного из цехов ПО «Завод им. В. А. Дегтярева», выпускающего спортивные мотоциклы, не надо было начинать с нуля, опыт по производству гоночных двухтактных двигателей имелся. Главный инженер кооперативного производства А. П. Соколов решил лишь предоставить группе водномоторников, возглавляемой м. с. С. Н. Ефимовым, режим наибольшего благоприятствования в создании гоночного подвесника. Меньше чем за год было создано две модели двигателя.
«Восход-250» — двухтактный одноцилиндровый подвесной двигатель, предназначен в первую очередь для спортивных и гоночных судов, рассчитанных на юных спортсменов в возрасте от 15 до 20 лет. Мотор имеет много общего с двигателем гоночного мотоцикла КТМ. Объем его 247 см3, диаметр цилиндра 67,5 мм, ход поршня — 69 мм, степень сжатия — 13,5. Мотор может эксплуатироваться на смеси бензина АИ-93 или метанола с маслом в пропорции 20:1. Газораспределение в двигателе осуществляется с помощью лепестковой клапанной коробки, установленной на впуске. Мотор оборудован карбюратором кранового типа, глушителем с шумопоглощающей насадкой, имеет электронное зажигание. Мощность «Восхода-250» составляет 38 ±2 л. с при 8500 об/мин, причем конструкция мотора и условия его эксплуатации позволяют производить его форсировку силами спортсмена. По желанию гонщика передаточное отношение редуктора может быть изменено поставщиком от 12:16 до 15:16. Ориентировочная стоимость 1040 руб.
Большую помощь ковровцам в доводке двигателя оказали литовские водномоторники. Например, наладить электронное зажигание для обеих моделей двигателя помог заслуженный тренер Литовской ССР Л. Каваляускас; кстати, своим опытом в этом он делился с читателями «КиЯ» в №137. Удачно подобрать трехлопастной суперкавитирующий винт помог м. с. м. к. А. Бакшис, а его сын в прошедшем сезоне провел и боевое крещение двигателя, достигая скорости свыше 115 км/ч.
Вторая модель «Восход-500» — двухцилиндровый подвесной мотор создавался уже для взрослых спортсменов. Надо сказать, что этот двигатель «национального» класса сконструирован на базе серийно выпускаемых подвесников «Вихрь-30». Например, с разрешения КМПО им. М. В. Фрунзе в новинке практически полностью использован «вихревский» блок цилиндров. Однако объем двигателя увеличен с 488 до 496 см3, а степень сжатия с 8,5 до 12. В качестве топлива используется смесь метанола с касторовым маслом в пропорции 20:1.
Газораспределение осуществляется с помощью дисковых золотников, расположенных на коленвале. Карбюратор кранового типа, глушитель имеет шумопоглощающую насадку. При оборотах коленвала 9500 об/мин мощность двигателя составляет 70 ± 3 л. с., передаточное отношение редуктора 15:16. Так же как двигатель младшего класса, «Восход-500» можно форсировать самостоятельно, но в отличие от «Восхода-250» это уже полностью «боевой» двигатель. В прошедшем сезоне одни из его создателей м. с. С. Ефимов в этапах первенства СССР дважды завоевывал второе место в своем классе. На скутерах национального класса «Восход-500» позволяет достигать скорости до 130 км/ч. Ориентировочная стоимость двигателя 1660 руб.
Ковровцы предполагают выпускать около 150 моторов обеих моделей в год. В Федерации водно-моторного спорта СССР о продукции кооператива уже знают и обещают ей устойчивый спрос. Потребность в таких двигателях поистине велика, ибо моторесурс гоночных подвесников всего 32—35 ч. Будет ли решена в целом проблема обеспечения моторами скутеристов страны, сказать трудно. Производить штучные моторы такого класса — задача очень сложная. Нужны традиции, высокая квалификация специалистов, хорошее оборудование, материалы, наконец, высочайшего уровня комплектующие — подшипники, резинотехнические изделия, электрооборудование... Где все это взять? А с другой стороны, производственный кооператив «Восход», организованный на базе двух цехов, с января прошлого года на 30% увеличил производительность труда, дает устойчивую прибыль, средняя зарплата рабочих заметно выше, чем на основном производстве. Меньше чем за год он сумел сделать то, чего не смогла осилить отечественная промышленность за четверть века. Как говорится, комментарии излишни...
Волгоградская торгово-промышленная фирма «Партнер» представила подвесной мотор «Мул», предназначенный уже самому широкому кругу любителей отдыха на воде. «Медленно, уверенно, легко» — так расшифровывается название этой крошки. Ведь моторчик мощностью 1,2 л. с., весящий всего 8 кг, толкает, например, полностью снаряженную байдарку со скоростью около 13 км/ч. Причем ему не страшны ни мелководный перекат, ни заросший травой водоем: «Мул» — водомет.
Конструкция одноцилиндрового двухтактного мотора во многом унифицирована с велосипедными двигателями Д-4 и Д-6. Мотор имеет смешанное охлаждение, золотниковое газораспределение, его объем 45 см3. Номинальная мощность в 1,2 л. с достигается при 4500 об/мин. Низкая степень сжатия (6) позволяет использовать самые низкооктановые сорта бензина в смеси с маслом 20:1. Топливо из бачка емкостью 1,6 л самотеком поступает в карбюратор типа К34Б. Расход топлива — 0,8 кг/ч. Зажигание осуществляется с помощью магнето, запускается двигатель ручным стартером с убирающимся тросиком. Любопытно, что выхлоп происходит не под водой, а в воздух, в акустический глушитель. Габариты мотора 650X490X250 мм.
Как уже упомянули, на «Муле» использован водометный движитель, диаметр трехлопастного ротора 80 мм, диаметр сопла 65 мм. Упор, развиваемый водометом, равен 8 кгс.
При многих достоинствах моторчика его конструкция показалась не совсем доведенной. Может быть именно этим объясняется тот факт, что фирма «Партнер» усиленно искала предприятие, которое могло бы взять на себя заботы по запуску «Мула» в серийное производство. По оценкам конструкторов, стоимость такого мотора не будет превышать 150—190 руб.
Двигатели казанского кооперативного объединения «Авангард» в первую очередь предназначены для легких летательных аппаратов, но могут устанавливаться и на любые транспортные средства, толкаемые воздушным винтом. Это могут быть и аэроглиссеры, и амфибии, и СВП. В двигателях прежде всего привлекает высокая удельная мощность. Например, «Такт-780» при мощности в 60 л. с. (5200 об/мин) весит 45 кг. Он имеет объем 780 см3, четыре цилиндра, расположенных звездой под углом в 90°, удельный расход топлива всего 283 г/л. с.·ч. Двигатель воздушного охлаждения приводит во вращение двухлопастной деревянный винт с оковкой кромок. Кооператив предполагает в год выпускать около 5 тыс. двигателей, ориентировочная стоимость «Такта» — 2 тыс. руб.
Среди экспонатов выставки мы увидели и централизованную систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры с электронным управлением, предназначенную для автомобильных бензиновых двигателей. Эта система эффективно заменяет карбюраторы, позволяет улучшить качество смесеобразования, повысить точность дозировки топлива. Благодаря ее применению можно снизить расход топлива на 5—7%, сузить разброс характеристик до 2%. Система патентуется в США и Японии. Использование ее на катерном двигателе из-за его более стабильного режима работы сулит еще большие выгоды.
К сожалению, на выставке не оказалось чисто судостроительных катерных или яхтенных кооперативов. Не в последнюю очередь это объясняется очень высокой арендной платой за площадь на экспозиции. Около 5 тыс руб. за небольшой бокс — такую цену установил организатор выставки кооператив «Апрель».
Сугубо яхтенную тематику представил только кооператив «Парус», кстати, тоже из г. Коврова. На его стенде можно было видеть шкотовые и фаловые лебедки восьми типоразмеров для крейсерских яхт от класса «микро» до «макси». Все они изготовляются из коррозионностойких материалов, наружные поверхности полируются и имеют защитно-декоративное покрытие. Барабаны всех лебедок установлены на роликовых подшипниках, комплектуются рукояткой с фиксатором, который исключает ее самопроизвольное выпадение. Старшие классы лебедок имеют в верхней части барабана само-тормозящее устройство. Диаметры рабочей части барабана колеблются в пределах от 69 до 115 мм. Привлекает качество изготовления и надежность, но цены чрезмерно высоки: от 100 до 1500 руб.
Как бы то ни было, но инициатива и предприимчивость, продемонстрированные производственными кооперативами, похвальны. Похоже, именно это может внести в нашу экономическую жизнь действительную интенсификацию.