Предлагаемый способ подключения тахометра-спидометра производства Мир-Баширского электромеханического завода к подвесным моторам «Вихрь-30Э» и «-25Э» был испытан на четырех экземплярах моторов в течение прошлого сезона. Тахометр исправно показывал частоту вращения двигателей без какой-либо дополнительной калибровки.
При работе от контактной системы зажигания прибор ТС получает отрицательный импульс для запуска схемы и положительный для ее питания» Электронное же магнето вырабатывает отрицательный импульс, а положительные импульсы требуемой амплитуды практически отсутствуют (кроме ЭДС самоиндукции трансформаторов ТЛМ). Поэтому необходимо разделить общее включение диодов Д1 и Д2 схемы и отдельно подавать отрицательный импульс запуска на диод Д2, а положительное напряжение питания схемы подавать на диод Д1 с блока ВБГ.
На печатной плате устройства нужно перерезать печатный проводник между диодами Д1 и Д2. На анод Д1 подать напряжение 12 В с блока ВБГ на моторе, а на катод — импульсы с первичной обмотки любого из высоковольтных трансформаторов. Обе эти цепи — питания и импульсов запуска схемы — включаются при помощи двухполюсного тумблера, который ставится вместо имеющегося в приборе однополюсного. Отрицательную обкладку С1 нужно соединить с «массой» мотора (мотолодки) в непосредственной близости от прибора ТС.
Привожу фрагмент измененной схемы, на которой удаляемый проводник показан прерывистой линией.
Заводская градуировка прибора сохраняется, так как за один оборот маховика контактное и электронное магнето вырабатывают один импульс искрообразования на одном цилиндре. Я проверил заводскую градуировку после доработки прибора ТС при помощи генератора импульсов.
Следует отметить, что при использовании прибора ТС с двигателем, оборудованным электрозапуском и аккумуляторной батареей, надо предусмотреть индикацию включения прибора. Иначе прибор будет потреблять ток и после остановки двигателя, если не выключить тумблер.