В настоящее время в нашей стране не выпускаются маломощные стационарные двигатели, пригодные для установки на небольших спортивных и туристских судах водоизмещающего типа. Выполняемая производственным кооперативом при Ленинградском НПО им В. Я. Климова разработка позволяет восполнить этот пробел.
Силовая установка для малых судов создается на базе 5-сильного универсального малогабаритного двигателя «ДМ-1» выпускаемого рядом предприятий.
В основу конструкции положена компоновка типа «Сейл-Драйв». Гребной винт приводится во вращение через угловой редуктор с конической реверс-муфтой. Муфта состоит из двух конических полумуфт и подвижной средней части, перемещающейся на вертикальном валу, который имеет трапецеидальную резьбу с большим (до 30°) углом подъема резьбы. При перемещении средней части в верхнее или нижнее положение конические поверхности полумуфт соприкасаются, внутренняя полумуфта начинает вращаться относительно наружной с проскальзыванием. Благодаря наличию на валу резьбы происходит как бы «стягивание» полумуфты и, при достижении определенных усилий в зацеплении, проскальзывание прекращается, весь крутящий момент от двигателя передается на гребной винт.
Двигатель соединяется с угловой колонкой при помощи муфты с резиновым упругим элементом. Предусмотрено соединение ведущего вала двигателя через клиноременную передачу с электростартером-генератором, а также с осушительным насосом.
Управление двигателем может осуществляться дистанционно (из кокпита) одной рукояткой (реверс и обороты), а также раздельными рукоятками. На двигатель будут устанавливаться световые сигнализаторы предельной температуры головки цилиндра и температуры масла а также кнопка «Стоп» экстренной остановки.
Установку предполагается комплектовать гребным винтом диаметром 400 мм со складывающимися в нерабочем состоянии лопастями — это удобно для парусно-моторных судов.
Установка комплекса на судне не требует сложных монтажных работ. В корпусе вырезают отверстие под установочную плиту, которую закрепляют, а затем подгоняют по наружным обводам корпуса. Кстати, приводная часть установки может быть использована с любым другим двигателем мощностью до 15 л. с.
В настоящее время коллектив производственного кооператива располагает возможностью выпуска полной рабочей документации, а также изготовления экспериментальных образцов. Обращаемся к заинтересованным организациям и предприятиям с предложением оказать нам финансовую поддержку в проведении необходимых проектных и опытно-конструкторских работ с целью использования в дальнейшем предлагаемой разработки для выпуска в качестве товара народного потребления.
С предложениями можно обращаться по адресу: Ленинград, ул. Кантемировская, д. 13, Л НПО им. В. Я. Климова, производственный кооператив.