В «КиЯ» №137 Р. В. Страшкевич категорически отверг возможность применения дисульфида молибдена — одной из лучших среди известных в настоящее время антифрикционных присадок — в качестве добавки в смазку редуктора.
В отечественных ПЛМ дисульфид молибдена применяли лишь однажды: в качестве добавки в резину сальников и манжет в «Москве-25», «-30».
На основе личного опыта могу сообщить, что применение дисульфида молибдена в ПЛМ не только желательно, но просто необходимо. Это значительно увеличивает моторесурс, уменьшает потери на трение и износ деталей. Я, например, применяю дисульфид молибдена для смазки редуктора. Тщательно промыв чистым бензином редуктор и высушив его, заполняю редуктор 150—180 г медицинской касторки, предварительно размешав в ней примерно 0,2 г дисульфида молибдена. Одной такой заправки хватает на весь срок эксплуатации уплотнений редуктора, если, конечно, его корпус герметичен, а механизм правильно отрегулирован.
Замечу, что весь «лишний» дисульфид молибдена оседает после первых часов работы мотора, когда все подвижные детали редуктора окажутся покрытыми тончайшей микропленкой дисульфида. Циркулирующие в касторке во время работы мотора микроскопические чешуйки дисульфида молибдена собираются в возникающих точках «сухого контакта» пары трения, которые предшествуют образованию задира. Следовательно, чем выше чистота и точность обработки поверхности движущихся деталей, тем большее количество дисульфида молибдена оказывается «ненужным».
После тщательного обезжиривания рекомендую натереть (дисульфидом молибдена) при помощи лоскута кожи все поверхности пар трения в двигателе, включая зеркала цилиндров.
По литературным данным применение дисульфида молибдена обеспечивает прирост мощности от 10 до 20%, существенное увеличение ресурса и надежности высокофорсированных двигателей. Благодаря использованию дисульфида молибдена мой «Прогресс-4» частенько ходит наравне с «Казанкой» с «Вихрем-М» при равном числе пассажиров, а при максимальной нагрузке, в период летних отпускных походов — скорость лодки составляет около 39—40 км/ч. Естественно, на моем моторе правильно подобранный полированный гребной винт.
Остается добавить, что дисульфид молибдена применяю в ПЛМ уже пятнадцать навигаций. Предыдущий мотор после десяти лет эксплуатации сменил лишь по причине усталостных разрушений в силумине вокруг концентраторов напряжений — резьбовых и проходных отверстий в силовой головке и дейдвуде.