Хочу поделиться опытом перевода двигателя «Нептуна-23» на керосин. Приняв во внимание, что температура кипения керосина почти в два раза выше, чем бензина, я пришел к выводу, что для обеспечения более полного сгорания керосин перед подачей в карбюратор необходимо подогреть до температуры 90°С. Для этой цели я изготовил и разместил в дейдвудной трубе (напротив выпускных окон) змеевик из шести витков медной трубки диаметром 6 мм. Концы трубки через просверленные в дейдвуде отверстия вывел наружу. Топливо от насоса поступает в змеевик и, нагревшись там до t≈45°С (больше не нагревается), поступает в карбюратор.
Запуск двигателя производится на бензине, затем шланг переключается на керосиновый бачок. Масло добавляется в обычной пропорции. Без подогрева керосина двигатель работает значительно хуже, частота вращения неустойчива, часто глохнет.
Чтобы не было детонации, пришлось уменьшить степень сжатия. Для этого под головку блока я поставил две штатные паронитовые прокладки и между ними — специально изготовленную из стального листа прокладку толщиной 1,5 мм. Эта прокладка была обработана на плоскошлифовальном станке. Без металлической прокладки добиться необходимого уплотнения головки блока невозможно.
Плотность керосина больше, чем бензина, поэтому для обеспечения необходимого уровня в топливной камере карбюратора пришлось слегка притопить поплавок, надев на его запорную иглу металлическую шайбочку диаметром 6 мм.
При испытаниях непосредственно на лодке выяснилось, что двигатель, устойчиво и без детонации работавший на холостых оборотах в бочке, на лодке при включении хода буквально задыхается из-за нехватки топлива и глохнет. Подъем регулировочной иглы в жиклере дал незначительный результат.
Подумав, я пришел к выводу, что недостаточно подогретый керосин не полностью сгорает в цилиндрах двигателя, значит, нужно увеличить подачу топлива. Замена жиклера в карбюраторе на жиклер большего сечения от двигателя «Москвы-30» дала положительный результат Запущенный и прогретый на бензине мотор устойчиво работал на средних оборотах и на керосине. Чтобы повысить полноту сгорания топлива, я, насколько позволили регулировочные отверстия на основании магнето, передвинул начало воспламенения топлива в сторону более раннего опережения. Штатные свечи заменил на более горячие А-11, После этих переделок на средних оборотах мотор работал устойчиво, без детонации и какого-либо снижения мощности. Но на малых и на полных оборотах двигатель глох. Подсос топлива грушей ничего не дал. Добавлю, что до переделки это был вполне исправный мотор.
Попробовал я работу мотора на дизельном топливе. Получилось, но дыму было много.
В сезон 1988 г. испытания мотора «Нептун-23» на керосине были продолжены. Под капотом мотора я установил еще один топливный насос от «Ветерка», как наиболее подходящий по условиям крепления и удобству подключения к картеру полости над мембраной. Под штатный насос «Нептуна» была сделана текстолитовая проставка толщиной 8—10 мм. Через просверленный в ней канал и ввернутый штуцер посредством резинового шланга полость над мембраной топливного насоса соединялась с картером. Сам насос закреплен на кронштейне.
Чтобы отсечь жиклер холостого хода в штатном карбюраторе от канала, соединяющего его с главным жиклером, вместо нижней пробки карбюратора был ввернут штуцер с длинной резьбовой частью, перекрывающей канал при завертывании штуцера. Таким образом керосин поступает только в главный жиклер от специального топливного насоса, проходя змеевик в выхлопной трубе (дейдвуде) мотора, где он подогревается. Жиклер холостого хода подключен через свой бензонасос к штуцеру, ввернутому вместо пробки жиклера холостого хода. Мотор хорошо запускается на холостом ходу, когда дроссельная заслонка опущена и главный жиклер автоматически выключен из работы запорной иглой поплавка карбюратора. После прогрева мотора поворотом ручки румпеля поднимается дроссельная заслонка и включается главный жиклер. При этом жиклер холостого хода продолжает работать, т. к. оба топливных насоса работают параллельно, а в магистрали холостого хода нет игольчатого клапана.
Мотор стал устойчиво и четко работать на всех оборотах и без снижения мощности, но отмечен нежелательный расход бензина через жиклер холостого хода. Этого можно избежать, если на магистрали к жиклеру холостого хода поставить поплавковую камеру с запорной иглой. Самый простой способ — параллельно штатному карбюратору установить аналогичную поплавковую камеру от такого же карбюратора на кронштейне-пластине, позволяющей совместить уровни топлива в обеих поплавковых камерах.
Главный жиклер дополнительного карбюратора надо заглушить. Поскольку работает диффузор только штатного карбюратора, от дополнительного можно использовать только поплавковую камеру с крепежными лапками. Если бы позволяли габариты, можно было бы карбюраторы надеть один на другой последовательно, что могло дать еще больший эффект.
Конструкцию, изображенную на рисунке, я изготовил, но не испытал за недостатком времени. Может быть, кто другой попробует? Я уверен, что работать она будет. Уверен я и в том, что промышленности ничего не стоит изготовить подвесной мотор, работающий на керосине.