Предлагаемая система отличается от ранее опубликованных прежде всего простотой, доступностью для водномоторников, лишь немного знакомых с электроникой, и не требует изготовления каких-либо крепежных узлов и деталей, а также существенной переделки штатной конструкции ПМ.
Электрическая схема — одноканальная с двухискровой катушкой зажигания — представляет собой комбинацию схем № 2 и № 3 в статье В. Комиссарова «Упрощенная ЭСЗ для «Вихря» и «Нептуна» («КиЯ», №104).
Для упрощения конструкции генераторные катушки зажигания (ГКЗ) не переключаются на последовательное соединение при переходе на ЭСЗ, а остаются в штатном исполнении — соединенными параллельно. Питание управляющего электрода тиристора осуществляется прямо с первичной обмотки повышающего трансформатора ЭСЗ. Положительный импульс с одних и тех же ГКЗ пойдет через повышающий трансформатор на зарядку накопительного конденсатора, а следующий, отрицательный — на управление тиристором.
Конструктивно ЭСЗ оформлена в три блока — повышающий трансформатор, электронный блок и двухискровая катушка зажигания.
Повышающий трансформатор намотан на сердечнике сечением 3 см2, первичная обмотка — 160 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,7 мм, вторичная обмотка — 5600 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,16 мм.
Электронный блок собран в коробке, склеенной из листового полистирола, размером 70X70X40 мм.
Марка диодов выбрана по наибольшей механической вибропрочности.
Двухискровая катушка зажигания собрана из двух телевизионных трансформаторов ТВС (см. статью «ЭСЗ для гоночного мотора», «КиЯ» №99). В ней используются один ферритовый сердечник и две высоковольтные обмотки. Первичная обмотка состоит из 20—22 витков многожильного монтажного провода с полихлорвиниловой изоляцией. В данной конструкции применен трансформатор строчной развертки ТВС-АМ. Возможно использование и других трансформаторов, следует только убедиться в возможности размещения обеих высоковольтных обмоток и их надежной влагозащищенности; в противном случае трансформатор следует поместить в коробку и залить компаундом.
Разряд накопительного конденсатора, происходящий за весьма краткий промежуток времени, индуцирует во вторичной обмотке катушки зажигания высокое напряжение с очень крутым фронтом импульса. Ферритовый сердечник вносит очень малые потери и искра на свечах зажигания получается достаточно мощная. За один оборот маховика вырабатываются две искры, смещенные на 180°.
После соединения всех трех блоков ЭСЗ по схеме, до установки на моторе, ее можно легко опробовать, подав напряжение 6—7 В, 50 Гц от любого понижающего трансформатора. Следует иметь в виду, что при неправильной полярности управляющих импульсов искра на свечах будет слабой. В этом случае следует поменять выводы первичной или вторичной обмотки повышающего трансформатора. Такое опробование ЭСЗ до установки на мотор целесообразно еще и для выявления надежности узлов и деталей системы.
До монтажа ЭСЗ на двигателе следует убедиться, что он надежно заводится и работает от механической системы зажигания.
Монтаж блоков ЭСЗ на моторе показан на рисунке. Повышающий трансформатор крепится вместо трансформатора ТЛМ верхнего цилиндра, его первичная обмотка через блок-клемму подключается к выводам от ГКЗ.
Двухискровая катушка зажигания крепится вместо ТЛМ нижнего цилиндра. Высоковольтные свечные провода при этом имеют длину всего 9 и 10 см, что немаловажно для мощности искры. Электронный блок устанавливается на месте штатного штепсельного разъема. Если ПМ весь сезон не убирается с лодки, то это не должно составить эксплуатационных неудобств.
Установка опережения с этой ЭСЗ подробно описана в вышеупомянутой статье («КиЯ» №104).
На моем двигателе «Нептун-23» сохранен штатный поводок опережения, а магдино развернуто до упора в прорези поводка по часовой стрелке. После установки в зазоры прерывателей изолирующих прокладок можно заводить двигатель. Если при мощной искре на свечах двигатель не заводится, следует поменять подключение концов первичной обмотки повышающего трансформатора к блок-клемме, так как при неправильной полярности подключения этих концов искра может быть смещенной на 90°.
При приведенных данных повышающего трансформатора дополнительной стабилизации (как указано в статье В. Комиссарова в схеме № 3) не потребовалось. Схема работает устойчиво во всем диапазоне оборотов.
Четыре сезона эксплуатации этой ЭСЗ показали ее высокую надежность при сравнительной простоте.