Прочитав в «КиЯ» №133 заметку о не возможности отремонтировать магдино «МБ-2» для ЭСЗ «Вихрей», не могу согласиться с автором, т. к. за последнее время мною восстановлено уже 11 экземпляров таких систем.
Гарантия в 70 ч наработки говорит о том, что это малонадежный узел мотора, а конструкция не продумана до конца. Стоило ли делать ЭСЗ «МБ-2» если классическое «МВ-1» надежнее во много раз? Причем, при выходе из строя любой детали электронной системы приходится выбрасывать весь дорогостоящий узел. Надо добавить, что в продаже они не появляются, поэтому на нашей стоянке некоторые владельцы моторов «Вихрь-30-электрон» так и не смогли запустить их после покупки
В восстановленных мною магдино «МБ-2» ненадежными оказались диод V1 (в 5 случаях) и бескорпусный тиристор (в 6 случаях) При ремонте электронный модуль изготавливался заново. Для удаления компаунда, которым заливается блок на заводе, затачиваются три отвертки с жалом шириной 3, 5 и 8 мм. И вот с помощью такого простого долота с археологической осторожностью выскабливается весь компаунд. Для облегчения работы блок можно подогреть сняв предварительно сердечники с катушками L1 и L2, L3 и L4
Предосторожность необходима, чтобы не повредить магнитный датчик (МД). Но если это произошло (чаше всего происходит обрыв вывода), то восстановить его все же нетрудно Потребуется тишь трубочка из изоляционного материала с наружным диаметром 6 мм и две щечки диаметром около 14 мм и толщиной 0,5—1,0 мм В них сверлятся отверстия диаметром 6 мм. С обеих сторон щечки приклеивались клеем БФ-2. бакелитовым лаком и др. Мною использовались трубочки от контактной группы реле РПУ.
Изготовленная таким образом катушка будущего МД надевалась затем на удлиненный винт или шпильку М4, зажималась с обеих сторон гайками и закреплялась в патроне ручной дрели, а та в свою очередь в тисках. Намотку нужно производить по часовой стрелке, для чего следует зажать дрель горизонтально в тисках перед собой патроном к левой руке. Катушка при этом должна вращаться от себя. Готовый МД устанавливаем на место, прижав винтом. По желанию в освободившуюся ванночку на изоляционной плате можно установить 4 диода типа КД 202, рассчитанные на ток 5А, по мостовой схеме Таким образом, появится выпрямитель, который с успехом заменяет ВБГ-3А.
Далее, с магдино «МБ-2» выводятся разноцветные провода: начало катушки L1, средняя точка L1 и L2. начало L2, начало и конец МД, а при установке диодов выпрямителя — «плюс» на подзарядку аккумулятора «Минус» соединяется с корпусом магдино На сердечниках катушек L1 и L2 пропилов делать не следует. Их можно делать только на катушках энергоснабжения L3 и L4.
На печатной плате размером 60X100 мм из фольгированного гетинакса или стеклотекстолита толщиной 1,5—2,0 мм размещаются все детали схемы: диоды, тиристоры, конденсатор, резистор. Все диоды, точнее V1—V5 выбраны типа КД 202Р, как более надежные по электромеханическим параметрам Тиристоры типа КУ202(М, Н) (400 В). Их желательно подобрать по току управления (этот метод подробно описан в «КиЯ» №92 в статье «Еще раз об ЭСЗ»). Но даже без подбора они, как правило, работают нормально. Собрав электронный модуль, сначала испытываю его в работе во время плавания и уже потом заливаю компаундом, выведя провода на клеммник. На него подводятся и провода от «МБ-2» в соответствии со схемой. Конденсатор С1 выбран типа МБГО 1 мкФ 400 В. Затем блок крепится на кронштейне, как и блок ВБГ-3А.