Проблема эта не нова, тем более, для французов: способ получения горючего газа (1729 г., Лебон) и первый, действительно работавший на смеси газа с воздухом двигатель (1860 г., Ленуар), появились именно во Франции (подробнее о двигателях, работающих на газе, см. «КиЯ» №99). Автомобильные двигатели такого типа уже не редкость и у нас в стране, однако лодочных моторов на газе в СССР нет.
На Западе газовое топливо очень нравится партиям «зеленых», так как продукты сгорания загрязняют атмосферу гораздо меньше, чем от бензина: содержание окиси углерода в выхлопе уменьшается примерно на 30%, а свинец и сера отсутствуют вовсе. Именно это и заинтересовало японских конструкторов, работы которых увенчались успехом — созданием подвесного лодочного мотора на газе.
Схема несложна. Жидкий газ хранится в баллонах, расположенных в кокпите. Неопреновый трубопровод в металлической оболочке соединяет баллон с испарителем, в котором жидкий газ переходит в газообразное состояние с давлением чуть больше атмосферного. Далее нужное количество топлива поступает в карбюратор, где смешивается с воздухом. Состав смеси выдерживается весьма точно. Если она окажется слишком богатой, несгоревшие остатки топлива могут взорваться в выхлопной трубе, если слишком бедной, клапаны четырехтактного двигателя (или поршни двухтактного) будут перегреваться. Следует отметить, что двухтактные газовые двигатели могут работать только по схеме с отдельным впрыском масла в картер и цилиндры, так как оно с жидким газом не смешивается.
Фирма «Ямаха-Франс» провела сравнительные испытания подвесных моторов обычного типа и работающих на газе (см. таблицу). Что же выяснилось? Прежде всего, газовые двигатели долговечнее, так как в топливе нет углеводородов, а значит в двигателе не образуется нагар. Уменьшились люфты в механических соединениях, масла при работе двигателя расходуется меньше. Однако поскольку в топливной смеси отсутствует свинец, температура в камере сгорания выше и седла клапанов для новых двигателей пришлось изготовить из более жаростойкой стали.
Результаты ходовых испытаний однотипных катеров с различными двигателями фирмы «Ямаха-Франс» представлены на рисунках. В дополнение к содержащейся на них информации можно сказать следующее. Катер с двухтактным бензиновым двигателем выходил на глиссирование за 7 с, с четырехтактным газовым — за 10 с, а с четырехтактным бензиновым — за 12 с. При частоте вращения 4000 об/мин шумность газового двигателя была на 1 дБ выше, чем бензиновых.