Прошу дать рекомендации по обеспечению надежного запуска и бесперебойной работы подвесных моторов «Вихрь», оборудованных электронной системой зажигания, в условиях низких температур воздуха.
Замечу сразу, что эксплуатация моторов семейства «Вихрь» любой модели допускается при температуре окружающего воздуха не ниже —5°С. Однако на практике довольно часто эти моторы используют при температурах —10, а то и —15°С. При этом отмечается, что минусовая температура в указанных пределах отрицательного влияния на работу двигателя в цепом не оказывает.
Запуск мотора при температуре окружающего воздуха до —5°С, как показали неоднократно проводившиеся испытания и многолетняя эксплуатация, никаких затруднений не вызывает.
При более низких температурах смазка на деталях, особенно цилиндро-поршневой группы, густеет, проворачивать двигатель становится труднее, пусковые обороты снижаются, что не обеспечивает устойчивого непрерывного искрообразования на запальных свечах. Нормальный запуск обеспечивается, начиная с 300 об/мин коленчатого вала, хотя искра на свечах может появиться и при 150—200 об/мин и двигатель от них может начать работать. В нормальных условиях, оговоренных ТУ, ручной стартер любой модели «Вихря» обеспечивает пусковую частоту вращения более 300 об/мин.
Если ваш мотор при отрицательных температурах окружающего воздуха запускается плохо, необходимо проверить его техническое состояние. Следует иметь в виду, что при низких температурах двигатель становится очень чувствительным к составу топлива (увеличенному содержанию масла в нем наличию в нем воды) и составу топливно-воздушной смеси, подаваемой карбюратором, — ее забеднению или переобогащению.
При низких температурах на внутренних стенках топливного бака при его неполном заполнении образуется водяной конденсат. Поэтому осенью хранить топливо даже в течение нескольких часов нужно только в полностью залитом баке.
Чаще нужно очищать от нагара электроды свечей и регулировать искровой зазор (0,5 мм).
Следует следить за чистотой в поплавковой камере карбюратора и фильтре бензонасоса.
При остановках даже кратковременных, нужно стараться не глушить мотор, так как в алюминиевом блоке цилиндров, глушителе и трубке подвода воды к насосу вода может быстро замерзнуть и засорить льдом каналы системы охлаждения, а иногда и привести к порче этих узлов.
Для эксплуатации глубокой осенью моторов с истекшим сроком гарантии можно дать еще несколько советов, которые улучшат их работу. (Летом следовать этим советам нельзя, так как эффект будет отрицательным.)
1. В корпус редуктора, хорошо герметизированный от попадания воды, вместо трансмиссионного масла следует залить то же количество (100—150 г) масла МС-20. Если уплотнения редуктора хоть немного пропускают воду, этого делать нельзя, так как масло МС в смеси с водой, в отличие от трансмиссионного, образует эмульсию; ее смазочные свойства недостаточно высоки, детали редуктора быстро выйдут из строя.
2. При движении лодки периодически наблюдается снижение частоты вращения двигателя и несильный шелестящий звук, как о попадающих в двигатель посторонних частиц. Это явление свидетельствует об обмерзании диффузора карбюратора, который покрывается внутри споем льда, уменьшающим его проходное сечение. Откалывающиеся льдинки попадают в двигатель, издавая характерный шелест. Опасности в этом нет, но если падают обороты, значит и скорость уменьшается, а всякое «шелестение» в двигателе всегда неприятно.
Чтобы этого не происходило, нужно несколько подогреть карбюратор путем замены паронитовых прокладок между ним и горячим картером двигателя на прокладку из высокотеплопроводного материала типа мягкого алюминия, отожженной красной меди и т. л. Материал должен быть настолько мягким, чтобы обеспечить герметичное прилегание к средней части картера и фланцу карбюратора при затяжке двух крепящих гаек. Прокладка может быть изготовлена из одного толстого листового материала или набрана пакетом из нескольких листов, но с обеспечением общей толщины 6,0 мм.
Диаметр центрального отверстия для «Вихря-М» и «Вихря-30» одинаков (33 мм).
3. Снаружи диффузор карбюратора хорошо обмотать несколькими слоями самоклеящейся синтетической ленты, которая служит термической изоляцией. Намотка должна быть прочной, чтобы ее не засосало в диффузор карбюратора.