Легкие маломощные «Салюты» и «Спутники» используются часто как вспомогательные или резервные, а иногда и для поездки на небольшие расстояния на обычных моторных лодках, рассчитанных на 20—30-сильные моторы. В этих случаях удобно осуществлять питание вспомогательных моторов от бензобака основного мотора. Думаю, что и владельцам байдарок, надувных и легких лодок тоже удобнее доработать моторы «Салют» или «Спутник» для питания от отдельного бачка, установленного в лодке. Для этой цели можно использовать легкие пластмассовые канистры емкостью 3—5 литров. При доработке моторы становятся легче примерно на 30% — всего 9 кг вместо 13,5 (с бензином).
После переделки запуск мотора осуществляется только шнуром, навиваемым на маховик двигателя. В этом тоже есть польза: при запуске шнуром коленвалу задаются большие обороты, благодаря чему облегчается запуск.
Приступая к переделке мотора, в магазине надо купить бензонасос для моторов «Ветерок» и штуцер топливного шланга для «Вихря». Наиболее сложной самодельной деталью является нижний кожух 1 и крышка 2 к нему. Для «Салюта-М», имеющего маховик двигателя диаметром 115 мм, для этих деталей можно использовать один алюминиевый баллон с внутренним диаметром 130 мм от сифона для заправки газированной водой. Крышка 2 вырезается из днища. При этом вогнутая часть днища удаляется, а на его место приклеивается плоский диск из дюраля толщиной 1,5 мм.
Моторы «Спутник» имеют маховик с наружным диаметром 145 мм; для крышки и нижнего кожуха можно использовать две алюминиевые кастрюли. Если высота кастрюль окажется больше необходимых размеров, лишнюю часть с учетом припуска на отбуртовку можно отрезать ножовкой по металлу. Для разметки выреза в днище и четырех отверстий ∅5,5 мм используется штатная стальная рама мотора. Крышка прикрепляется к нижнему кожуху при помощи форточной петли размером 40Х Х40 мм. Петлю к кожуху и крышке для моторов «Спутник» можно приклепать непосредственно, а для «Салюта-М» — через небольшие дюралевые кронштейны. В передней части к кожуху и крышке приклепывается защелка натяжного типа, которая позволяет быстро закрывать крышку сразу после запуска двигателя.
Стальной штатный кронштейн 4 остается на своем месте, внизу к нему крепится кронштейн 5 бензонасоса, сверху рукоятка 6 для переноски мотора, а в «Спутнике» еще и планка 7 для присоединения трансформатора ТЛМ. Два болта М6Х12 крепления кронштейна 4 необходимо заменить на болтики М6Х15, чтобы не сорвать резьбу в цилиндре.
Трансформатор ТЛМ располагается с левой стороны двигателя, как и прежде, и крепится с одной стороны к заднему концу рукоятки управления, а с другой к кронштейну 4 через планку 8 и магнитопровод 9. В отверстие ∅5,5 магнитопровода 9 устанавливается (моторы «Спутник») винт, к которому подключаются провода от прерывателя, первичной обмотки трансформатора и кнопки «стоп».
Кронштейн 3 для штуцера расположен в передней части мотора — он надевается на две шпильки картера. В кронштейне надо сделать по месту два выреза для ребер на картере.
С мотора удаляются верхний кожух, механизм запуска, нижний кожух, топливный бак и рама. Для соединения топливного диафрагменного насоса с картером в последнем необходимо просверлить сквозное отверстие диаметром 5 мм и нарезать в нем резьбу М6 на длину 8 мм. Отверстие сверлится с правой стороны карбюратора на расстоянии 6 мм от плоскости разъема картера с цилиндром и на 12 мм вниз от разъема половин картера. В это отверстие вставляется медная или латунная трубка диаметром 6 мм (штуцер) с наружной резьбой М6. На поверхности трубки делается 2—3 канавки трехгранным напильником. Перед сверловкой отверстия в картере двигатель надо разобрать: снять головку, цилиндр, панель зажигания, карбюратор и картер, отсоединить от корпуса газосборника. При разборке нужно хорошо запомнить расположение прокладки головки блока и текстолитового золотника. После сверловки и нарезки отверстия из картера необходимо удалить металлическую стружку, промыв его несколько раз чистым бензином.
Так как кронштейн 5 частично закрывает отверстие в головке для выпуска воды, еще до сборки это отверстие распиливается круглым напильником так, чтобы оно располагалось не вертикально, а отклонялось назад на 30—35°. После этого в нем нарезается резьба М5 и ввинчивается водовыпускная латунная трубка 5X1 длиной 22 мм. Для нее в кронштейне 5 делается выемка.
Бензонасос необходимо заранее проверить, на штуцерах снять заусенцы, укоротить их на 1/3 и развернуть в нужном направлении. Резьбы штуцеров бензонасоса, трубки картера и водовыпуска смазать клеем БФ-2 для герметичности.
В заключение практический совет. После работы мотора ни в коем случае не располагать его так, чтобы дейдвуд был выше двигателя. Если этим пренебречь, вода из газосборника попадает в картер и цилиндр и двигатель «заклинивает».