Неприятный случай, произошедший, когда я запустил «Вихрь» при включенном переднем ходе, заставил меня сделать приспособление для механической блокировки стартера. Это устройство не позволяет запустить двигатель, если включена передача на гребной винт — передний или задний ход.
Конечно, электрическая блокировка имеет меньше деталей и проще в изготовлении, но если мотор начинает капризничать, водитель поневоле начинает думать, что виновата схема блокировки. Поэтому-то я и предпочел механическое устройство, которое на работе мотора не сказывается»
В моей системе имеется упор 2, который связан тросиком в боуденовской оболочке с подпружиненным штоком 11, плавающим в отверстии детали 9. В контакт со штоком входит фигурная планка 13, приклепанная к штатной планке реверса. Когда реверс включен на нейтраль, планка 13 своим уступом перемещает шток 11 вниз, который тянет за собой тросик и закрепленный на его конце упор 2. Диск стартера свободно вращается вокруг своей оси.
Когда передача на гребной вал включена, шток соскальзывает с уступа планки 13 и под действием пружины перемещается вверх. В этом случае упор 2 надежно упирается в уступ диска стартера, не позволяя ему поворачиваться.
Сборку рекомендуется осуществлять следующим образом. Разобрав стартер и удалив ребра, мешающие установке вкладыша 1, просверливают отверстие под резьбу M12X1. Сделав слепок из пластилина с места установки дет. 1, ее подгоняют по стартеру и крепят гайкой 4 поверх косой шайбы 3. Кроме того, дет. 1 крепится при помощи двух болтов М6.
Освободив поддон от мотора, устанавливают планку 13 параллельно движению механизма реверса и приклепывают к планке реверса тремя заклепками. Стойка 9 ставится на поддон, при этом реверс ставится в нейтральное положение, а планка 13 своим выступом должна утопить шток 11. Обчертив в этом положении основание стойки, ее снимают и сверлят в поддоне два отверстия под болты М6 крепления стойки 9. При переключении механизма реверса планка 13 и шток 11 должны свободно выполнять нужные движения.
Тросик сначала вводится в дет. 1. Гайка 15 завинчивается до конца, затем в дет. 2 завинчивается винт 17. После этого тросик соединяется со штоком 11 при помощи гайки 8. Положение дет. 2 регулируется упором 5, который фиксируется контргайкой 6.
Уже несколько лет эксплуатирую мотор с описанным устройством. Считаю, что оно на мощном моторе просто необходимо и не мешало бы заводу предусмотреть блокировку реверса в серийных изделиях.