Известно, что для получения максимальной тяги при движении судна в водоизмещающем режиме необходим гребной винт максимально возможного диаметра, работающий с умеренной частотой вращения. Однако в розничную продажу реверс-редукторы с передаточным отношением больше 1,73 не поступают. Поэтому я вышел из положения, изготовив угловую передачу с максимальным использованием готовых деталей.
Угловая колонка состоит из верхнего и нижнего редукторов, жестко соединенных между собой проставкой и смонтированных на плите, которая крепится к днищу катера. Нижний редуктор использован в сборе от мотора «Нептун-23».
Корпус верхнего редуктора может быть изготовлен из стальной или алюминиевой болванки, обработанной на токарном и фрезерном станках, или сварной конструкции с последующей расточкой посадочных мест подшипников. Передаточное отношение редуктора «Нептуна-23» равно 1,73. При использовании таких же шестерен в верхнем редукторе общее передаточное число угловой колонки получилось равным 3. Это позволило получить приемлемую частоту вращения винта при установке двигателя «УД-1» мощностью 4 л. с. на водоизмещающем катере длиной 6,1 м. С трехлопастным винтом (D=0,336 м; Н=0,22 м) крейсерская скорость катера при 1000 об/мин на гребном валу составила 11 км/ч; расход топлива—16 л на 100 км.
Проставка была изготовлена сварной из обрезков 3-миллиметровой нержавеющей стали. К плите крепления к днищу катера приварены гельмпортовая труба и водозаборник системы охлаждения. Верхний и нижний фланцы проставки вырезаны из пластин толщиной 8 мм. Для создания необходимой жесткости к проставке и гельмпорту приварены косынки.
Вертикальный вал (укороченный валик от мотора «Нептун-23») в пределах проставки заключен в трубу 3X25 мм, вваренную торцами во фланцы проставки. Таким образом, оба редуктора работают в общей масляной ванне. В нижнем фланце проставки просверлены также отверстия для крепежных шпилек и тяги реверса. Гайки крепления нижнего редуктора заворачиваются при помощи штатного ключа из комплекта «Нептуна-23», удлиненного прутком арматурной стали.
Тяга реверса — штатная, но распрямлена. В ее верхней части просверлено отверстие для соединения с рычагом переключения.
В крышке верхнего редуктора установлены два подшипника № 205 и № 3056205 для горизонтального вала. Второй подшипник воспринимает осевое усилие от ведущей шестерни. Ведомая шестерня вращается в подшипнике № 3056205, установленном в нижней крышке редуктора. В верхней стенке редуктора установлен сапун с масломерным щупом. Ведомая шестерня зафиксирована на вертикальном валу штифтом — хвостовиком от старого сверла диаметром 6 мм. Отверстие в шестерне под штифт сверлится сверлом с напайкой из твердого сплава.
Горизонтальный вал верхнего редуктора, изготовленный из стали 45, соединяется через предохранительный срезной элемент и упругую карданную муфту с валом двигателя. Переходник вытачивается на токарном станке из стали и устанавливается взамен выпрессованной штатной бронзовой втулки ведомой шестерни.
Верхний и нижний редукторы крепятся к фланцам проставки через паронитовые прокладки. Сальник горизонтального вала и резиновое уплотнение крышки — штатные от «Нептуна».
Опираясь на опыт изготовления и испытания описанной колонки, отметим, что подобные передачи из стандартных деталей и узлов повышенной точности (шестерни, валы) от подвесных моторов целесообразно использовать в комплекте с двигателями мощностью до 20—25 л. с. Контрольная разборка описываемой колонки после сезона интенсивной эксплуатации показала, что износ шестерен в пределах нормы, воды в редукторах не обнаружено.