Недостатки тросового ДУ реверсом подвесных моторов общеизвестны: тугой ход, люфты, необходимость периодического подтягивания тросов, опасность обрыва... Использование вместо тросов стальной проволоки проблемы не решает.
Продолжая модернизацию своего «Привета» (см. в «КиЯ» №119 статью «Трехцилиндровый «Привет»), я решил оснастить его системой, не имеющей перечисленных выше недостатков. А именно — электромеханической, в которой переключение реверса осуществлялось бы малогабаритным электродвигателем с редуктором. Правда, она требует наличия на судне источника тока (аккумулятора), так как при малом напряжении, которое дают катушки освещения магдино на малых оборотах, электродвигатель не сможет развить необходимой для переключения реверса мощности.
В своем ДУ я применил редуктор от стеклоочистителя автомобиля. Можно использовать и сам электродвигатель, но он имеет значительные габариты и вес и его сложнее подключить, чтобы обеспечить вращение в разных направлениях. Использовал я поэтому электродвигатель Д12ТФ, который оказался у меня случайно. Он имеет три вывода — один минусовый и два плюсовых. Подключение одного «плюса» обеспечивает вращение по часовой стрелке, другого — против, что упрощает управление. В этом электродвигателе есть также электромагнитный дисковый тормоз, предотвращающий вращение якоря по инерции после выключения питания, а на валу — шестерня. Ее необходимо сточить до диаметра, соответствующего внутреннему диаметру втулки, которая соединяет двигатель с валом червяка редуктора. Затем на валу делается прорезь для обеспечения передачи крутящего момента на редуктор. Устанавливается двигатель на четырех винтах М4. Большая шестерня редуктора имеет палец диаметром 8 мм, который нужно срезать заподлицо, просверлить отверстие и нарезать резьбу М3, ввернуть винт с надетыми на него двумя шарикоподшипниками с наружным диаметром 10 мм.
Электродвигатель с редуктором устанавливается вертикально на двух Г-образных стальных кронштейнах толщиной 4 мм при помощи двух болтов М6 на штатной панели дистанционного управления. Сверху к корпусу редуктора прикрепляется микровыключатель с жесткой латунной пластиной — дугой, установленной на пружинах таким образом, чтобы при верхнем положении переключающего шарикоподшипника он размыкал цепь питания электродвигателя.
Наиболее трудоемкая деталь ДУ — фигурная вилка 3, при помощи которой и производится переключение «вперед—нейтраль—назад». Форма ее найдена на бумаге при помощи простейших чертежных инструментов, размеры доведены надфилями. Вилка изготавливается из стали толщиной 4 мм и крепится к штатному рычагу 9 переключения реверса мотора двумя винтами М4. Ее конструкция исключает необходимость устанавливать два микровыключателя на положение реверса «Вперед», «Назад». При этих положениях большая шестерня 4 поворачивается до тех пор, пока шарикоподшипники 7 не захватываются выемкой вилки, что препятствует дальнейшему вращению. При кратковременной работе электродвигателя такое решение вполне приемлемо, так как он не успевает перегреться. На практике после включения реверса — это легко почувствовать — электродвигатель обесточивается — достаточно отпустить тумблер, имеющий фиксацию в среднем положении (в крайних его необходимо держать пальцем). В нейтральное положение рычаг 9 приводится включением аналогичного тумблера; в этом случае электродвигатель отключается через микровыключатель 2.
Шарикоподшипники 7 выходят из зацепления с фигурной вилкой 3 только в положении рычага мотора «нейтраль», т. е. внутренние поверхности ветвей вилки повторяют окружность, описываемую наружной поверхностью шарикоподшипников. После выхода из зацепления шестерня продолжает вращаться и шарикоподшипники отключают электродвигатель, поскольку прижимают дугу 6 микровыключателя 2. Таким образом, при нейтральном положении рычага 9 подшипники находятся в положении, близком к верхнему. Дуга для микровыключателя необходима, так как при ее отсутствии шарикоподшипники могут проскочить вертикальное положение и двигатель не отключится, несмотря на наличие тормоза в нем. Верхнее положение при «нейтрали» выгодно тем, что при включении реверса электродвигатель имеет разгон вхолостую, что увеличивает надежность системы.
К пульту управления подводятся три провода — «вперед», «нейтраль» и «назад» (предполагается, что «плюс» аккумулятора на пульте есть). Здесь устанавливаются два тумблера. Один из них включает в верхнем положении передний ход, а в нижнем — задний. Другой тумблер включает нейтраль. Поскольку включение «нейтрали» может происходить из двух положений — с переднего и заднего хода, то и положений «нейтраль» — два: верхнее — «нейтраль» с переднего хода и нижнее — с заднего (рис. 2).
В конструкции лодочного мотора «Привет» передняя ручка крепится к поддону на резиновых амортизаторах, что сделано для предотвращения поломки ее о струбцины при наездах на препятствия и откидывании мотора. Ручка закреплена не жестко, но это не мешает работе системы, так как большой точности здесь не требуется.
При включении хода тумблер надо держать около 1 секунды, причем момент включения хорошо чувствуется. При маневрировании на стоянках, отъезде от берега движение, как правило, начинается с заднего хода, а затем можно без промежуточного включения нейтрали сразу включать передний ход, что очень удобно. Ударов и срезания шпонки винта можно не опасаться, так как переключение происходит мягко (большая шестерня редуктора успевает сделать оборот).
Указанная система может без изменений применяться с обычными двухцилиндровыми моторами «Привет-22». Не обязательно иметь на борту тяжелый автомобильный аккумулятор: можно использовать два мотоциклетных или даже блок сухих элементов, последний вариант менее надежен.
Предложенную систему можно приспособить и к другим подвесным моторам, например, к «Вихрю». Но исполнительный механизм в этом случае нужно несколько переработать (рис. 3).
При использовании электродвигателя обычного стеклоочистителя приходится вести к пульту не три, а шесть проводов и применять два поставленных рядом микровыключателя. Несколько упростить подключение можно, поставив электромагнитные реле. Такой вариант лучше и в том смысле, что в длинных проводах происходит значительное падение напряжения, что снижает надежность системы.
Тот, кто много лет мучился с тросовой системой ДУ, может оценить, какое удовольствие пользоваться моторной лодкой, где переключение реверса можно осуществить легким щелчком тумблера.