Владельцам «Вихрей» хорошо известны слабые места редуктора — упорный подшипник № 8106 и опорный игольчатый подшипник 2.109-000. При эксплуатации мотора бронзовая втулка подшипника изнашивается, появляется радиальный люфт вала гребного винта. В результате подшипники разрушаются, увеличивается зазор между зубьями шестерен, которые быстро изнашиваются. Особенно часто отмеченные явления происходят при длительном плавании на большой волне, буксировке лодок и в других случаях, когда редуктор работает с большой осевой нагрузкой на вал винта.
На своем 30-скльиом «Вихре» я установил в редукторе опорный подшипник № 203 и радиальный роликовый подшипник № 7203 (он применялся в редукторе мотора «Москва-30»). Эти подшипники являются более надежными, чем штатные, и в случае необходимости их можно найти в любом магазине автомобильных запчастей» Что еще важно, вал винта в этих подшипниках сидит без радиального и осевого люфтов, что способствует лучшей работе сальников на выходе вала из корпуса редуктора.
Для установки подшипника № 203 необходимо расточить на глубину его ширины (до бронзовой втулки) стакан по наружному диаметру подшипника. Останется тонкая стойка стакана, поэтому подшипник нужно ставить осторожно, с небольшим натягом, чтобы стакан не деформировался.
Вместо штатной втулки 2.202-013 вытачивается новая с таким же наружным диаметром и шириной; внутреннее отверстие втулки протачивается под наружный диаметр обоймы подшипника № 7203, которая ставится во втулку с небольшим натягом.
Ступицы шестерен обрезают по длине на 14 мм, затем собирают все детали на валу винта. Зазор в зацеплении шестерен регулируют при помощи шайб, устанавливаемых между торцами шестерен и подшипниками.
Мотор с модернизированным редуктором я эксплуатировал уже два сезона, в каждом из них было пройдено около 3000 км. Никаких неполадок в работе редуктора не обнаружено.
Кстати, если понадобится изменить направление вращения гребного вала на правое, то достаточно поменять местами подшипник № 203 к 7203.