Несколько лет назад на страницах «КиЯ» была описана доработка защелки на моторе «Вихрь», предложенная одним из читателей. Приступив к изготовлению такой защелки, я пришел и выводу, что возможно более простое конструктивное решение. В своем варианте для привода защелки я также использовал тросик, но избежал применения рычагов, что существенно облегчило изготовление. При включении переднего хода из положения «нейтраль» планка реверса совершает перемещение около 30 мм. Этого вполне достаточно для поднятия защелки, поэтому конец тросика я присоединил непосредственно к планке.
Работа и устройство защелки понятны из рисунка. На поддоне мотора напротив планки сделан прилив 1 из смеси эпоксидной смолы с алюминиевыми опилками, в которых заформован кусок боуденовской оболочки 2 (я использовал тросик с оболочкой от подсоса»). Тросик прикреплен к планке при помощи винта 3 и двух контргаек. Чтобы он был в натянутом состоянии, использована пружина 4 от той же кнопки «подсоса». Другой конец тросика прикреплен винтом 5 к защелке.
В положении «задний ход» и «нейтраль» защелка фиксируется в зацеплении возвратной пружиной. При включении переднего хода вследствие натяжения тросика защелка поднимается, и мотор беспрепятственно откидывается при наезде на мель.
Усилие возвратной пружины разворачивает защелку относительно оси подвески, и она плохо входит в зацепление. Чтобы этого не происходило, головку винта 5, к которому прикреплен конец тросика, нужно опилить с одной стороны так. чтобы винт опиленной частью опирался на кронштейн 6 подвески.
Защелка безотказно проработала на моем моторе два сезона. При ее использовании в сочетании с однорычажным ДУ производства Калужского турбинного завода управление катером на заднем ходу значительно облегчается. За все время эксплуатации мне ни разу не приходилось доставать весла при отходе от берега.
Думается, изготовление такой мелочи в заводских условиях труда не составит, на стоимости мотора практически не скажется, зато эксплуатационные качества двигателя заметно повысятся.
Вместо прилива 1 из эпоксидной смолы можно поставить угольник 7. Для заводского изготовления этот вариант гораздо предпочтительнее.