Разработанный мною индикатор сигнализирует как об отказе системы охлаждения двигателя, так и о ее нормальной работе. В схеме используется простейший датчик, значительно более надежный по сравнению с механическими датчиками и достаточно простой в изготовлении. В качестве индицирующих элементов применены светодиоды, которые благодаря малым размерам могут быть установлены в любом месте на пульте управления мотолодки. Схема индикатора при минимальных переделках может быть приспособлена для контроля работы системы водяного охлаждения любого двигателя, а также в качестве индикатора наличия воды в каких-либо резервуарах или отсеках на судне.
Не останавливаясь на подробностях работы всей схемы, отмечу следующее. Если между выводом базы транзистора VТ1 (отвод, обозначенный на схеме «К датчику») и «земляной» шиной схемы сопротивление велико (единицы — десятки мегаом), то горит светодиод VD1, цвет свечения которого красный. Если же это сопротивление уменьшится до десятков — единиц килоом, то светодиод VD1 погаснет и будет светиться светодиод VD2, дающий зеленый свет. То есть если взять два провода, один из которых подсоединить к базе транзистора VT1, а другой к «земляной» шине схемы и поместить их концы в воду на расстоянии 70—80мм между собой, то будет светиться зеленый светодиод VD2, указывая на наличие воды в системе охлаждения двигателя. Если же концы проводов извлечь из воды, то светодиод VD2 погаснет и будет светиться красный светодиод VD1, сигнализируя о неисправности системы охлаждения.
В качестве датчика я использовал небольшую пластмассовую лейку, которую закрепил дюралевым рычагом под контрольным отверстием системы охлаждения, через которое при нормальной работе системы охлаждения вытекает вода. В лейке укрепил на расстоянии 15 мм Друг от Друга два латунных винтика М3Х12, провода от которых провел на щиток приборов. Выходное отверстие лейки заглушил пробкой с отверстием диаметром 3 мм, через которое вода, находящаяся в лейке, вытекает через 7—8 секунд.
При нормальной работе системы охлаждения вода из контрольного отверстия двигателя попадает в лейку и выливается из нее как из отверстия в пробке, так и через верх. Если вдруг по какой-либо причине вода из контрольного отверстия вытекать не будет, то через 7—8 с она вытечет из лейки и контактные винты обнажатся.
Питание индикаторов осуществляется через стабилизатор, входное напряжение на котором может колебаться в пределах 10—35 В.
При ярком солнечном свете различить, какой из светодиодов светится, довольно трудно. В связи с этим в схему был введен мультивибратор прерывистого питания индикатора и теперь определить мигающий светодиод даже при сильной засветке не представляет труда. Мультивибратор включается между стабилизатором и индикатором.
Конструктивно все три схемы (индикатор, стабилизатор, мультивибратор) собраны на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Резисторы, входящие в схему индикатора и мультивибратора, типа МЛТ-0,125; резистор R1 стабилизатора — МЛТ-2» Конденсаторы — любые электролитические.
Транзисторы можно применять с любыми буквенными индексами. Транзистор VT1 стабилизатора желательно установить на небольшом (площадью 100—500 см2) радиаторе.
В принципе возможно использование в качестве индицирующих элементов ламп накаливания, например 6,3 В; 1,6 Вт. В этом случае в схемах будут следующие изменения. В индикаторе: транзисторы VT3 и VT4 должны быть типа КТ814; резистор R7 из схемы исключают (вместо него «закоротка»); R6=3 Ом. В схемах стабилизатора и мультивибратора изменений не будет.