Для более опытного человека ответ оказывается не столь очевиден. Например, владелец «Вихря», который тщательно проштудировал свою «настольную» книгу (Е. Н. Семенов и Р. В. Страшкевич, «Моторы «Вихрь» на лодке», «Судостроение», 1978 г.), знает, что для прерывателей верхнего и нижнего цилиндров может потребоваться установить разные зазоры контактов. Это нужно для того, чтобы опережение зажигания в обоих цилиндрах было одинаковым. В противном случае двигатель не отдает полной мощности, перегревается, работает с повышенной вибрацией.
Внимательный читатель «Катеров и яхт» припомнит статьи, в которых речь идет об абрисе маховичного магдино или магнето («КиЯ» №10, №26, №36, №106, №111 и №116). Это понятие связано с питанием системы зажигания мотора переменным током, который возникает в катушке магнето, когда мимо ее сердечника проходят магниты маховика. Разорвать цепь тока нужно в момент максимальной его величины, тогда на первичную обмотку высоковольтного трансформатора поступит наибольшее напряжение, соответственно и на свече получится стабильная и мощная искра. Угол, на который в момент разрыва цепи повернут маховик относительно центра сердечника катушки зажигания, и называют абрисом (в несколько вольном переводе с немецкого — «отрыв», «разрыв»).
Но момент разрыва цепи, т. е. размыкания контактов прерывателя, зависит от зазора между этими контактами. Поэтому правильная установка абриса подразумевает определенную величину зазора. А нарушенный абрис — это, пожалуй, самый неприятный и коварный дефект системы зажигания подвесного мотора.
Таким образом, выбор величины зазоров в прерывателях магнето двухцилиндрового двигателя должен обеспечивать одновременно и правильный абрис, и одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах. Кроме того, не должен быть нарушен рекомендуемый заводом максимальный угол опережения зажигания на полном газу.
Следует еще учитывать, что при слишком малом зазоре контакты прерывателей не успевают самоочищаться, а при слишком большом — подвижные части прерывателя испытывают механические перегрузки.
С учетом этих требований конструктору мотора нетрудно рассчитать точную величину зазора контактов прерывателей. Однако при серийном производстве моторов неизбежны погрешности изготовления и сборки магнето. Во время эксплуатации подвергаются износу толкатели, контакты, механизмы установки опережения зажигания. Все эти факторы учесть заранее невозможно. Поэтому в конкретном экземпляре мотора и абрис, и углы опережения зажигания могут отличаться от оптимальной величины.
Работа системы зажигания гарантируется, если зазоры прерывателей установлены в рекомендуемых заводом пределах (конечно, при условии, что износ подвижных деталей не чрезмерно велик). Но работать система может далеко не лучшим образом!
Например, в рекомендуемом инструкцией интервале зазоров контактов у магдино МВ-1 (МН-1) длина искры колеблется от 2 до 8 мм («КиЯ» №106), у магнето МЛ-10-2с — от 3,5 до 5,5 мм («КиЯ» №36). Углы опережения зажигания для разных цилиндров «Вихря» (при одинаковых зазорах контактов) могут отличаться более, чем на 20% (книга Е. Семенова и Р. Страшкевича). Иными словами, даже у только что купленного мотора система зажигания может быть с<не настроена».
В случае двухцилиндрового двигателя речь может идти о двух разных абрисах — для разных цилиндров,— которые нужно устанавливать независимо друг от друга. Способам настройки таких систем зажигания в «Катерах и яхтах» был посвящен ряд статей.
В статье Н. С. Яковчука («КиЯ» №10) описан способ настройки магнето МЛ-10-2с (моторы «Ветерок», «Москва»), в котором после установки абриса (за счет поворота толкающего эксцентрика вперед или назад относительно направления вращения маховика) предлагается регулировать зазоры прерывателей, чтобы установить одинаковые моменты зажигания в обоих цилиндрах. Но при этом ранее установленный абрис нарушается, не говоря уж о том, что с помощью эксцентрика можно правильно установить абрис только для какой-то одной катушки. Хотя в заметке В. А. Уманского («КиЯ» №26) поворачивать предлагается не эксцентрик, а сами толкатели в специальной оправке, суть способа это не меняет.
В статье В. В. Сметанина («КиЯ» №36) предлагается заранее отказаться от точной установки абриса в магнето МЛ-10-2с. Моменты размыкания контактов допускается устанавливать в пределах некоторого интервала углов поворота маховика относительно катушек. Этот интервал выбран из условия, чтобы длина искры была не менее 3,5 мм. Углы опережени я зажигания при этом не регулируются, а просто проверяются (принимаются к сведению).
В статье Е. Назарьева («КиЯ» №106) описан, на первый взгляд, способ точной настройки магдино МВ-1или МН-1 (моторы «Вихрь», «Нептун», «Привет»). Это верно, но только для одного отдельно взятого цилиндра. При повторении настройки для другого цилиндра правильный абрис у первого сохраняется, но изменяется ранее установленное для него опережение зажигания. Хотя для одного из цилиндров максимальный угол опережения зажигания равен рекомендуемому, а зазоры прерывателей лежат в пределах, установленных инструкцией, другой цилиндр будет работать с иным опережением зажигания.
Способ точной установки абрисов для обоих цилиндров на магнето МЛ-10-2с описан в статье Е. И. Фишбейна («КиЯ» №111 и №116). Однако, при этом моменты зажигания на цилиндрах остаются не одинаковыми, а максимальный угол опережения зажигания предполагается, по-видимому, регулировать дополнительным поворотом панели магнето («КиЯ» №98).
Таким образом, ни один из описанных способов регулировки магнето с двумя прерывателями нельзя назвать «точной настройкой». И вообще, осуществима ли в принципе такая настройка?
При рассмотрении работы системы зажигания полезно вычертить круговую диаграмму работы магнето (рис. 1, а). Это окружность, символизирующая один оборот маховика двигателя. На ней выделены обе верхние мертвые точки (ВМТ), относительно которых отсчитываются все углы, характеризующие работу магдино при полностью открытой дроссельной заслонке, т. е. при максимальном опережении зажигания. Сплошными радиальными линиями обозначены углы, соответствующие моментам размыкания контактов прерывателей (тонкая) и максимальных значений тока в катушке зажигания (толстая); прерывистой прямой — максимальный угол опережения зажигания, рекомендованный заводом.
При правильно установленном абрисе, когда контакты размыкаются в моменты максимального тока, сплошные линии на диаграмме для каждого цилиндра совмещаются. При одинаковом опережении зажигания в обоих цилиндрах на диаграмме образуется одна прямая линия. Наконец, если при полностью открытой дроссельной заслонке угол опережения зажигания равен рекомендуемому, сплошная прямая на диаграмме совпадает с прерывистой. Таким образом, «точной настройке» соответствует идеальная диаграмма (рис. 1, б).
Следовательно, любые регулировки магдино должны быть направлены на то, чтобы приблизить его реальную диаграмму к идеальной. Изменение величины зазора контактов прерывателя отражается на диаграмме вращением вокруг центра окружности линии момента разрыва контактов; рекомендуемому интервалу зазоров соответствует некоторый сектор (на рис. 2 он заштрихован). Если опиливать толкатели прерывателя, изменяяя длину их плеч, то вокруг центра окружности на диаграмме будет поворачиваться сам сектор. А дополнительному повороту панели магдино соответствует такой же поворот диаграммы целиком (неизменным остается только положение ВМТ и прерывистой прямой).
Нетрудно понять, что с помощью всех этих регулировок получить идеальную диаграмму можно только в том случае, если линии максимальных значений тока уже лежат на одной прямой, т. е. у данного экземпляра магнето максимальные значения тока наблюдаются точно через каждые 180е поворота маховика. Если это условие нарушено, никаким сочетанием упомянутых выше регулировок «точную настройку» осуществить невозможно!
Остается выяснить, существует ли способ совмещения линий максимального тока. Ответ на этот вопрос зависит от конструкции магдино (магнето).
Если переменный ток генерируют две не связанные между собой катушки зажигания (магнето МЛ-10-2с), то сдвиг момента появления максимального тока в одной из катушек обусловлен их несимметричным расположением на панели магнето. Устранить этот сдвиг можно, перемещая одну из катушек вперед или назад относительно направления вращения маховика.
Если катушка зажигания одна единственная (магдино МВ-1 или МН-1), сдвиг момента появления максимального тока вызван неточностью установки или изготовления магнитной системы. В этом случае нужно перемещать вдоль обода маховика полюсный наконечник одной из пар магнитов. Такая регулировка мало реальна, поэтому магдино МВ-1 (МН-1), у которого наблюдаются неодинаковые относительно ВМТ моменты максимального тока, «точно настроить», увы, практически невозможно.
Предположим, что моменты зажигания в обоих цилиндрах симметричны, тогда возможны следующие варианты регулировок для выполнения «точной настройки» (рис. 3).
1. У магнето идеальная круговая диаграмма (рис. 1, а): система зажигания в регулировках не нуждается!
2. С прерывистой прямой диаграммы совпадают только линии максимального тока. Дальнейшие выводы зависят от положения заштрихованных секторов, изображающих рекомендованный интервал зазоров прерывателя. Если линия максимальных токов лежит внутри этих секторов (рис. 3,а), то достаточно лишь отрегулировать зазоры прерывателей. В противном случае (рис. 3, б) придется опилить один или оба толкателя.
Информация об изображении
Рис. 4. Результат неточной настройки за счет регулировки зазоров контактов прерывателей
3. Линии максимального тока не совпадают с прерывистой прямой. В этом случае обязательно требуется доработка механизма установки опережения (рис. 3, в), может понадобиться опилить толкатели.
Рис. 4. Результат неточной настройки за счет регулировки зазоров контактов прерывателей
Если в 3-м варианте устанавливать максимальный угол опережения зажигания в обоих цилиндрах за счет одной лишь регулировки зазоров прерывателей (по положению поршней относительно их ВМТ), «точной настройки» не получится: оба абриса будут установлены неверно, поскольку моменты разрыва контактов не совпадают с моментами максимального тока (рис. 4).
Если «точная настройка» невозможна или нет желания ею заниматься, то можно предложить приближенный способ настройки. Он основан на понятии допустимой неточности установки абриса: достаточно, чтобы момент размыкания контактов лежал в некотором заданном интервале углов, при котором искра на свече остается достаточно мощной. Тогда идентичность опережения зажигания в обоих цилиндрах достигается только за счет одной регулировки зазоров контактов прерывателей.
Если, например, у магдино МВ-1 (МН-1) допустимую неточность установки абриса принять равной около ± 3°, то длина искры сохраняется в пределах 7—8 мм («КиЯ» №106). За счет этого у моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» можно устранить разность в опережении зажигания в пределах от 30° до 35,5°, что соответствует разнице в положении поршней до 2 мм! У магнето МЛ-10-2с допустимая неточность установки абриса принята равной ±2° («КиЯ» №111 и №116).
На круговой диаграмме магнето вместо линий максимального тока в этом случае можно нанести сектора, соответствующие интервалу допустимой неточности установки абриса (рис. 5). Зазоры контактов прерывателей выбирают такими, чтобы, во-первых, обе радиальные линии моментов разрыва контактов образовали общую прямую 2, а во-вторых, сама эта прямая располагалась бы внутри секторов как можно ближе к прерывистой прямой.
Может оказаться, что величины зазоров выйдут из границ рекомендованного интервала — с этим приходится мириться, если нет желания опиливать толкатели. Кроме того, фактически полученный максимальный угол опережения зажигания может отличаться от рекомендованного заводом, что требует доработки механизма установки опережения.