Согласно заводской инструкции, смена масла в корпусе редуктора моторов «Вихрь» должна производиться не реже одного раза в месяц. При этом количество масла, заливаемого в редуктор, должно составлять 100—150 г. Завод-изготовитель, как известно, никаких советов, а тем более приспособлений для выполнения потребителем этой операции не дает. Однако то, что можно очень просто сделать в условиях завода, не так легко выполнить в процессе эксплуатации. Очень важно определить необходимое количество заливаемого масла, ведь если его окажется меньше оптимального, то ухудшатся условия смазки (следовательно, ускорится износ деталей), если больше — снизится КПД двигателя.
Я изготовил простейшее приспособление, которое позволило свести к минимуму трудности по замене масла в редукторе. Оно состоит из баллончика-нагнетателя, гайки, заправочной трубки, штуцера и заглушки. Для удобства заливки вязкого масла я использовал прозрачный пластмассовый баллончик из-под шампуня емкостью около 200 мл с широким горлышком и резьбовой крышкой. В крышке сделал отверстие по диаметру проходящей через нее заправочной трубки, которую изготовил из гибкого пластмассового шланга, применяемого для подачи бензина в мопедах. Внутренний диаметр шланга должен быть не менее 5 мм, длина зависит от размеров баллончика, но делать шланг длиннее 100 мм нецелесообразно из-за увеличения сопротивления при выдавливании масла. Один из концов шланга плотно насадил на самодельный штуцер, размеры которого определяются горловиной пластмассового баллончика. В данном случае это был отрезок латунной трубки, к которой припаяно латунное кольцо с наружным диаметром, равным диаметру горловины баллончика.
На наружной поверхности баллончика я сделал две отметки, соответствующие емкости 100 и 150 мл, так что сам баллончик выполняет сразу несколько функций: нагнетателя, дозатора, герметичного хранителя всех деталей до следующей заправки.
Процесс заполнения редуктора маслом очень прост. Из редуктора сливается масло и он промывается бензином согласно инструкции. В баллончик наливается необходимое количество масла (до, соответствующей метки на баллончике). На заправочную трубку до самого штуцера надевается гайка, при помощи которой плоскость штуцера плотно прижимается к горловине баллончика (может потребоваться проложить между ними резиновую прокладку). Когда конец трубки вводится в заливочное отверстие редуктора, баллончик поднимается несколько выше его уровня. Нажатием на упругие боковые стенки баллончика масло выдавливается в полость редуктора. Мотор при этом может находиться в любом положении.
По окончании заправки приспособление разбирается, трубка со штуцером опускается в баллончик, сверху накладывается заглушка, предотвращающая попадание пыли и грязи внутрь баллончика, гайка заворачивается. Готовое к работе приспособление может длительно храниться.
Баллончик можно использовать и для промывки полости редуктора.
Попутно замечу, что согласно прилагаемой к мотору заводской инструкции масло в редуктор рекомендуется заливать в количестве 100—150 г. Думается, что размерность указана ошибочно, ведь жидкости удобнее отмеривать в единицах объема (в литрах, миллилитрах и т. п.), а не в единицах массы. Плотность автотракторного масла, например, составляет 0,916—0,930 г/см3 при 20 °С, т. е. при объеме 100 мл его масса составит 91,6—93,0 г. Поэтому масла следует наливать в баллончик выше отметки 100 мл.