Шкив стартера на шарикоподшипнике
Конструкция ручного стартера на «Вихрях» явно неудачна. Со временем в соединении панели стартера и корпуса появляется конусная выработка и, как следствие, люфт. В момент запуска двигателя собачки и скоба выскакивают из своих гнезд, в результате чего стартер выходит из строя.
Чтобы ликвидировать этот недостаток, я сделал в панели стартера цилиндрическую проточку под шарикоподшипник № 200 (подшипник ставится рукой без запрессовки). Выступ на внутренней части корпуса стартера убрал на токарном станке. Затем изготовил новую ось, на которой собирается весь узел, включая корпус стартера, конусную втулку и шайбу. Детали закрепил на валу при помощи двух гаек М10.
Переделанный стартер работает безотказно уже в течение двух сезонов.
Доработка насоса системы охлаждения на «Вихре»
Чаще всего отсутствие воды в системе охлаждения происходит из-за прогиба пластины, расположенной под крыльчаткой насоса. Чтобы предотвратить прогиб, я поставил под пластину упор, изготовленный из дюралевой пластины Д16Т толщиной 6,2 мм (см. рис.). Устанавливать упор нужно так, чтобы вырезанная в нем часть образовала канал от заборного отверстия в редукторе до щели в пластине.
Эксплуатация в течение сезона показала, что даже изношенные крыльчатки работают надежно, отказа в работе помпы не было.
Как снизить потери мощности в насосе
Шестой сезон я эксплуатирую «Вихрь-М» с модернизированной помпой. Для того чтобы снизить потери мощности на трение и подачу воды в систему охлаждения, я уменьшил высоту помпы на 5 мм. Корпус помпы обрезал на токарном станке, а крыльчатку — ножовкой по металлу. Вставив крыльчатку в корпус помпы, я притер ее торец на наждачной бумаге, положенной на толстое стекло. Крыльчатку следует вставлять притертой стороной вверх.
Длину нагнетательной трубки необходимо увеличить на 5 мм, например, за счет дюритового переходника.
В результате этой переделки уменьшились площадь трения и эксцентрично приложенная нагрузка на подшипники, лопатки крыльчатки стали более эластичными. Срок службы помпы и крыльчатки увеличился, насос стал надежно работать на всех режимах.
Самодельный топливный фильтр
На подвесных моторах приемная сетка в бензобаке и сетка в отстойнике бензонасоса слишком крупны, а ставить туда более мелкую сетку нельзя, так как ее будет неудобно чистить да и пропускная способность у нее небольшая. Сетка в заливной воронке — тоже не выход из положения; мусор и песок могут попасть в бензобак или канистру при каждом открытии горловины. Надежной гарантией того, что карбюратор не засорится, является только включенный в топливную систему фильтр с очень мелкой сеткой.
Именно такой фильтр был мною наготовлен И встроен в бензошланг. Он опускается в бензобак вместе с приемником, но может быть вставлен на любом участке бензошланга. К моменту установки фильтра на моем моторе штатная приемная сетка уже пришла в негодность, что на моторах «Нептуy-23» случается нередко. Я не стал ее ремонтировать, а убрал совсем и стал пользоваться заливной воронкой без сетки.
Вскрытие в конце навигации показало, что весь фильтрующий элемент был полностью покрыт толстой «шубой» из мелких ворсинок и прочих частиц. Однако всю навигацию топливо поступало к карбюратору совершенно нормально. Снижения мощности не наблюдалось. Это позволило мне сделать вывод, что пропускная способность фильтра обеспечивается даже с запасом, а накапливающийся на сетке слой работает сам по себе, как фильтр. Мотор с этим фильтром эксплуатирую уже несколько навигаций. Фильтр вскрываю всего один раз, в конце навигации. На его чистку уходит не более 3—4 мин — достаточно провести пальцами по поверхности сетки и снять с нее накопившуюся грязь. Ячейки сетки грязью не забиваются, не было ни одного случая засорения клапанов или карбюратора.
Фильтр устроен следующим образом. В корпус 1 ввернут на резьбе фильтрующий элемент 2, рабочей частью которого является шток с тремя буртиками, обернутый водоотталкивающей сеткой 3 с ячейкой 0,04÷0,06 мм. В двух средних буртиках ножовкой сделано по три пропила. Сетка опаяна на штоке в местах, обозначенных буквой Б. Герметичность фильтра обеспечивает прокладка 4 из маслобензостойкой резины.
Путь топлива через фильтр показан стрелками. Пройдя через сетку, пропилы в буртиках и два отверстия ∅2,5 мм, оно попадает в центральное выходное отверстие фильтрующего элемента.
Там, где оснастка позволяет сделать тонкое сверление на большую глубину, фильтрующий элемент может быть выполнен по другому варианту.
Винт вместо шплинта
Гребной винт моторов «Вихрь» фиксируется на валу при помощи шплинта, концы которого после каждой смены шпонки необходимо разгибать в стороны. После многократных замен шплинт Ломается и вместо него приходится использовать гвоздь.
Вместо шплинта я использовал кусочек болтика. Для этого и отверстии под шплинт нарезал резьбу М6. Резьбу нарезал не до конца, не насквозь, чтобы при завинчивании болтик надежно фиксировался за счет сгона резьбы. В торце болтика сделал ножовкой шлиц под отвертку. Длина болтика должна быть такой, чтобы он не торчал из отверстия.
«Дистанционная» защёлка
Довольно трудно отыскать под передней ручкой мотора «Вихрь» рычажок, при помощи которого можно поднять защелку заднего хода. Так как рычажок расположен очень неудобно, я его снял, а за защелку закрепил Прочный шнур. Второй конец шнура пропустил вверх и привязал за переднюю ручку мотора. Чтобы поднять защелку и освободить мотор, достаточно потянуть за шнур, который всегда под рукой.
Простой магнитный фильтр
В «КЯ» уже публиковались конструкции проточных магнитных фильтров для очистки горючего от частиц металла и ржавчины. Однако все они имеют один существенный недостаток: для изготовления фильтра требуется механическая обработка деталей, иногда довольно сложная.
Я изготовил простой магнитный фильтр, детали которого не требуют никакой механической обработки. Он состоит из отрезка шланга длиной 50 мм и двух штуцеров от подкачивающей груши мотора «Вихрь». Между штуцерами внутри шланга установлены два феррито-бариевых магнита от аквариумного микрокомпрессора МК-2 «Москва». Магниты кольцевые, их наружный диаметр составляет 13,5 мм, высота — 3,5 мм, диаметр центрального отверстия — 4 мм. Единственная деталь, которую нужно изготовить самому, — диск из белой или оцинкованной жести толщиной 0,25—0,3 мм и диаметром 13 мм.
По периметру диска ножницами нужно прорезать восемь радиальных надрезов длиной 4 мм. Образующиеся при этом лепестки сами изгибаются по винтовой линии, но этот изгиб нужно так увеличить плоскогубцами, чтобы габаритная высота диска составила 3 мм. После зачистки заусенцев и притупления острых кромок и вершинок диск следует установить между двумя магнитами, обращенными друг,к другу разноизменными полюсами. В таком виде детали вкладываются в отрезок шланга. Концы шланга надеваются на штуцера и обжимаются штатными хомутиками той же подкачивающей груши.
На своем «Нептуне-23» я установил фильтр непосредственно у крышки канистры, так что находящийся в одном из штуцеров клапан пропускает горючее только в сторону бензонасоса.
Установленный между магнитами диск нужен для того, чтобы горючее, поступающее через центральное отверстие первого магнита, растекалось во все стороны и через прорези в диске проходило через небольшие зазоры в зоне максимальной магнитного потока. Очистка фильтра затруднений не вызывает — достаточна сиять шланг со штуцеров.
Мотор я эксплуатирую с 1976 г., по сегодняшний день зеркало цилиндров в отличном состоянии. Это я в значительной степени объясняю применением магнитного фильтра.