На своем «Вихре-30» я изменил конструкцию крепления румпеля. Для этого в обеих полуосях по центру просверлил сквозные отверстия и в них нарезал резьбу М6. Из дюралюминия толщиной 3 мм вырезал две шайбы наружным диаметром 33 мм с отверстием диаметром 6,5 мм. С одного из краев шайбы срезал сегмент под стопорную планку 6 (см. рис.).
Стопорные планки вырезал из 4-миллиметрового дюраля — по высоте головки болта М6. В каждой планке сделал пропил шириной 10 мм под головку болта. К планкам приклепал пластинки по толщине шайб 4 и просверлил в них отверстие под болты М5, при помощи которых стопорные планки крепятся к приливам поддона. Центры отверстий определяются по месту при сборке каждого узла крепления румпеля.
Сборка узла осуществляется в следующем порядке:
- отсоединить шестерню от горизонтального валика привода дроссельной заслонки карбюратора;
- отсоединить от румпеля весь механизм привода;
- совместить отверстия румпеля с отверстиями кронштейна поддона и вставить в них изнутри полуоси 2 так, чтобы шляпки упирались в румпель;
- через дюралевые шайбы 4 ввинтить в полуоси болты М6, подтянув их таким образом, чтобы за счет сил трения румпель удерживался в любом положении, вплоть до вертикального.
Затем можно собрать весь механизм привода дроссельной заслонки; отрегулировать зацепление шестерен, поставив при необходимости регулировочные шайбы; окончательно завернуть болты М6 (равномерно с обеих сторон румпеля); головки болтов расположить так, чтобы они вошли в прорези стопорных планок. Наложив сверху стопорные планки, прикрепить их к румпелю болтиками М5 с гайками.
Фиксирование румпеля в любом положении происходит за счет сил трения между шайбами, поверхностями румпеля и головок полуосей. При подъеме румпеля правая полуось вместе с румпелем отвинчивается по болту М6, а левая навинчивается на свой болт. При опускании все происходит наоборот. Румпель вращается вместе с полуосью благодаря большой поверхности трения между ними. Износ в соединении румпеля с кронштейном поддона отказывается минимальным, люфт здесь практически не увеличивается.
Хотелось бы, чтобы завод учел это предложение и несколько изменил конструкцию серийных моторов.