В последнее время в «КиЯ» было опубликовано несколько описаний устройств аварийной сигнализации и остановки двигателя при перегреве или отказе системы охлаждения, выполненных на основе термореле разного типа. На мой взгляд, наиболее простое устройство такого рода, легко реализуемое в любительских условиях, можно изготовить из термометра газовой плиты. Данные термометры имеются в свободной продаже, да и среди старых газовых плит их всегда можно найти.
В конструкции термореле количество витков биметаллической спирали уменьшено до семи. Подвижный контакт 5, сделанный из полоски латуни, припаян к торцу упора 3 спирали 2, закрепленному на оси 4, и развернут на 90° затем, чтобы его касание с неподвижным контактом осуществлялось плоскостью. Основание 1 выполнено из скобы термометра и расположено на дюралевом уголке. Здесь же установлен неподвижный контакт в виде винта, изолированного от уголка.
Размеры уголка подвижного и место установки неподвижного контактов не указаны, поскольку это легко определяется самостоятельно при изготовлении устройства. Уголок устанавливается под монтажную колодку мотора и крепится теми же винтами, что и колодка. Термореле обеспечивает сигнализацию и отключение при перегреве мотора верхнего цилиндра, работающего в более напряженном температурном режиме. Контроль работы системы охлаждения основан на определении наличия струи воды из контрольного отверстия мотора электрическим способом. Схемы таких устройств и принцип их работы неоднократно опубликовывались в «КиЯ».
Данное устройство имеет определенные преимущества по сравнению с уже известными. В нем в качестве сигнального элемента использован световой диод, благодаря чему электрическая схема устройства в целом проще и надежнее.
Устройство содержит транзистор, в коллекторную цепь которого а ключей световой диод последовательно с ограничительным сопротивлением. Температурная стабилизация обеспечивается тем, что резистор, включенный между базой и эмиттером транзистора, имеет небольшое сопротивление. Неподвижный контакт термореле подключен к точке соединения светового диода и ограничительного сопротивления. Когда из контрольного отверстия мотора начинает течь вода, транзистор открывается, а диод светится. При отсутствии воды транзистор выключается. При перегреве мотора термореле блокирует световой диод, и он перестает светиться.
Электрическая схема устройства не требует регулировки. 8 устройстве могут быть применены резисторы любого типа и транзисторы типа МП-39-МП-42. Регулировку лучше всего осуществлять на работающем моторе, подгибая пластины подвижного контакта, иногда незначительно скручивая — раскручивая биметаллическую спираль термореле.