Серийное ДУ реверсом снабжено тросовыми связями между рукояткой у места водителя и механизмом переключения у мотора. Так как трос не является жестким элементом связи, водитель лишен возможности четко фиксировать положения «Передний ход», «Нейтраль» и «Задний ход». При переключении с переднего хода на задний механизм проскакивает положение «Нейтраль», в результате включение заднего хода происходит с ударом. А когда требуется остановить лодку, не глуша двигатель, то водителю приходится буквально ловить положение «Нейтраль». Это приводит к ударным перегрузкам в зубьях шестерен, их поломке, интенсивному износу кулачков муфты.
Я изготовил простое устройство, сигнализирующее о положении реверса и исключающее неполное включение переднего хода. Для его изготовления следует использовать микропереключатели типа МИЗА или другого типа, но обязательно с поводками.
Прежде всего механизм реверса тщательно регулируют. Затем определяют место установки микропереключателей на поддоне мотора. Когда реверс находится в нейтральном положении, поводок 2 упирается в торец планки 3 до срабатывания открытых контактов микропереключателя 6. В этом положении корпус микропереключателя крепят к поддону винтами М2.
Далее планку 3 переводит в положение «Передний ход» до полного сцепления муфты с шестерней и упирают поводок 2 микропереключателя 4 в другой торец планки 3 до срабатывания его открытых контактов. В этом положении корпус микропереключателя 4 крепят к поддону мотора. Правильность срабатывания проверяют несколько раз. При необходимости производят дополнительную регулировку — путем подгибания поводков 2.
Схема включается выключателем В3 на пульте управления. При замыкании открытых контактов микропереключателя В1 загорается красная лампа Л1. Это соответствует нейтральному положению реверса. При переключении реверса в положение «Передний ход» планка 3 будет двигаться в сторону микропереключателя В2. Торец планки отойдет от поводка микропереключателя B1, контакты которого разомкнутся, красная лампа погаснет. При касании другим торцом планки 3 поводка микропереключателя В2 загорится зеленая лампа Л. Это будет соответствовать включению «Передний ход».
Электропроводка выполнена проводом сечением 0,75 мм2 и заведена в полихлорвиниловую трубку 5 диаметром 4—6 мм. Применены лампы типа ЛН 13,5 В; 0,16 А. Электросхема питается от аккумуляторной батареи или от катушки освещения магдино мотора.
Так как положением «Задний ход» пользоваться приходится реже, чем «Передний ход», в устройстве не предусмотрена сигнализация включения заднего хода. Однако сделать ее несложно — достаточно установить еще один микропереключатель и лампу.
Сигнализацией включения реверс-редуктора я пользуюсь уже четыре года. Все его детали в хорошем состоянии.