В предыдущем номере рассказывалось о новинках крупнейшей в мире и старейшей фирмы по производству подвесных лодочных моторов — корпорации «ОМС», выпускающей «Эвинруды» и «Джонсоны», Широкую мировую известность получили также и моторы с маркой «Меркюри», в течение 45 лет выпускаемые другой американской фирмой — «Меркюри Марин».
Благодаря высокому качеству изготовления и надежности «Меркюри» пользуются популярностью среди любителей водных видов спорта л туризма, особенно среди тех, кто использует моторы большой мощности — свыше 50 л. с. Именно на совершенствование конструкции мощных моторов, на расширение ряда «Меркюри» в сторону максимальных мощностей были направлены усилия фирмы в последнее десятилетие. Немалую роль в такой ориентации сыграли постоянное соперничество «Меркюри» с «ОМС» на гоночных трассах крупнейших международных водно-моторных соревнований, необходимость широкой рекламы продукции в условиях все возрастающей конкуренции других новых фирм, в частности, японских.
Заметим, что «Меркюри» — один из наиболее дорогих моторов на мировом рынке. Например, в Финляндии 25-сильный «Мерк-25» с электростартером стоит 9295 марок; такой же мощности «Эвинруд» — на 550, а «Сузуки» — на 1900 марок дешевле. За те же 9250 финских марок можно купить 40-сильный мотор «Ямаха» с ручным запуском.
Ничем иным как желанием во что бы то ни стало превзойти конкурентов нельзя объяснить появление 300-сильного «Блэк Макса» («Черный Макс»—марка самых мощных моторов, окрашиваемых в традиционный для этой фирмы черный цвет). Сегодня это — самый мощный среди потребительских «подвесников». Правда, желающих приобрести его за три года, прошедшие со времени выпуска головного «Мерк-300», оказалось совсем немного даже среди американцев, поэтому мотор изготавливается только по специальным заказам.
«Блэк Макс» имеет 6-цилиндровый двигатель с У-образным расположением (под 74°) цилиндров. Диаметр цилиндра — 95 мм, ход поршня — 80 мм. Каждый цилиндр получает горючую смесь из отдельного карбюратора; продувка — возвратно-петлевая трехканальная. Как и на других «Максах» мощностью 200 и 150 л. с., зеркало цилиндров двигателей хромируется, что обеспечивает большой моторесурс. Система газовыхлопа настроенного типа; как и на всех моторах «Меркюри», выпуск отработавших газов осуществляется через ступицу гребного винта.
При повороте такого мощного мотора на большой скорости требуются большие усилия. Это заставляет применять сложные рулевые устройства с гидроприводом или другими усиливающими передачами. Два года назад на моторах «Меркюри» появился небольшой поворотный плавничок, закрепленный под анти-кавитационной плитой в струе, отбрасываемой гребным винтом. Тросиком в боуденовской оболочке плавничок связан с простейшим механизмом, присоединяемым к штуртросу. При вращении штурвала плавничок отклоняется в сторону, противоположную нужному отклонению мотора: под действием реакции струи от винта на плавничок на нем возникает довольно значительная гидродинамическая сила, помогающая водителю повернуть мотор. Это устройство предусмотрено на всех трех «Максах»; на остальных моделях плавничок служит для устранения реактивного вращающего момента гребного винта, «уводящего» лодку с курса. Нужный угол установки плавничка подбирается опытным путем и фиксируется стопорным винтом. Плавничок, изготавливаемый из цинка, является одновременно и протектором — анодом, защищающим основные конструкции мотора от коррозии в морской воде (по мере износа плавничок должен заменяться).
Все моторы «Меркюри» мощнее 80 л. с, снабжаются гидравлическим амортизатором, поглощающим энергию при ударе мотора о подводное препятствие. Кроме того имеется кнопка «Стоп», автоматически отключающая зажигание при выходе гребного винта из воды. Начиная с «Мерк-50» все моторы снабжаются электрогидравлической системой отклонения мотора от транца, при помощи которой мотор можно полностью поднять из воды — откинуть в крайнее верхнее положение. На гребном валу перед сальником редуктора установлен резак для предотвращения наматывания рыболовной лески на вал.
«Мерк-200» и «Мерк-150» имеют двигатели с У-образным расположением цилиндров под 60°, две другие 6-цилиндровые модели (115 и 90 л. с.)— с рядным расположением цилиндров. Среди моторов средней мощности интересен «Мерк-50» — единственный среди 50-сильных подвесных моторов, имеющий 4 цилиндра. С небольшими усовершенствованиями этот мотор с диаметром цилиндров 65 мм (одинаковым с 18- и 25-сильной моделями) выпускается в течение многих лет и пользуется заслуженной популярностью среди водномоторников ряда стран. Отметим, что на испытаниях, проведенных несколько лет назад, с гребного винта «Мерк-50» удалось снять только 41 л. с.; удельный расход горючего составил при этом 475 г/л, с. ч. Впрочем, фактическая мощность и других моделей довольно часто не совпадает с объявленной в фирменных каталогах. Например, «Мерк-18» развил на испытаниях 19,4 л. с., а «Мерк-80» — 75,3 л. с. и т. п.
С 1976 г., когда под давлением администрации США моторостроительные фирмы вынуждены были пойти на значительные затраты, добиваясь повышения экологической чистоты моторов, все «Меркюри» стали снабжаться усовершенствованным карбюратором «Меркарб». Конструкция этого карбюратора исключает возможность переобогащения топлива на экономичном режиме плавания (и в то же время не снижает мощности двигателя). Любопытно, что если на трех «Блэк Максах» и двух самых популярных моделях «ААерк-18» и «Мерк-25» применяется возвратно-петлевая трехканальная продувка, обеспечивающая высокую экономичность и удельную мощность, то на моторах «Мерк-80», «-90» и «-115» используется дефлекторная продувка, а на «Мерк-50» и моделях до 10 л. с.— поперечная. Этим, возможно, и объясняется довольно высокий удельный расход горючего у этих моделей.
Интересной деталью «Мерк-18» и «Мерк-Z5» является управление реверсом, сблокированное с рукояткой газа на румпеле. При вращении рукоятки против часовой стрелки «газ» уменьшается до малого, затем происходит отключение гребного винта на холостой ход мотора; при дальнейшем вращении включается задний ход и частота вращения повышается до полных оборотов. Другие модели с ручным управлением имеют обычный рычаг для переключения реверса, расположенный сбоку поддона. «Мерк-3,5» реверса не имеет; задний ход дается поворотом мотора на 180°.
Все моторы «Меркюри» выпускаются без предохранительной шпонки (срезного штифта) гребного винта: с 1952 г. применяется патентованная конструкция ступицы, обеспечивающая при ударе лопасти о препятствие проворачивание винта относительно резинового амортизатора.
«Меркюри» снабжаются надежной электронной системой зажигания, дающей напряжение на электродах свечи до 40 000 В. Электростартер может быть установлен на любую модель, начиная с «Мерк-7,5».
Три модели — «Мерк-4,5», «-7,5» и «-9,8» мощностью на гребном винте соответственно 3,5 6,5 и 8,t5 л. с. выпускаются в специальном исполнении для применения на парусных яхтах. Они снабжаются гребными винтами уменьшенного шага (127 мм на 4,5-сильном моторе и 178 мм — на двух других), имеют выхлопные окна специального профиля, рассчитанные на длительную работу в тормозном режиме — с низкой поступательной скоростью судна. По сравнению со стандартными моделями этих же марок, «Меркюри» с эмблемой паруса на капоте развивают вдвое больший упор. Для питания ходовых огней и подзарядки аккумуляторных батарей в конструкции магнето предусмотрен отбор электроэнергии мощностью 60 Вт.
В текущем году «Меркюри Мерин» планирует расширить и производство маломощных моделей. В частности, на рынок начнет поступать «Мерк-2,2» — модель, созданная на базе японского мотора «Тохатсу».