Четыре года назад я переделал свой мотор типа «Москва-30», чтобы повысить его надежность и заменить сломавшиеся или износившиеся детали.
Вышедший из строя штатный редуктор заменил редуктором от мотора «Вихрь-М». Для этого пришлось сделать проставку-переходник толщиной 15 мм. Для ее разметки, кроме «вихревского» редуктора, нужно иметь штатный редуктор от «Москвы-30». Помпы системы охлаждения я снял, но рессору и вал-шестерню оставил.
Прежде всего я проделал в листе плотной бумаги отверстие диаметром 15 мм и надел его этим отверстием на рессору редуктора «Москвы», опустив его до плоскости разъема корпуса редуктора. Чтобы получить отпечаток контура разъема на бумаге, плоскость протер ватным тампоном, смоченным в масле; отпечаток обвел карандашом и нанес на бумагу примерное положение линии гребного вала.
Затем этот же лист размеченной стороной вниз надел на вал-шестерню редуктора «Вихря», развернув лист так, чтобы ось гребного вала редуктора и соответствующая линия на листе совпали. На листе получился отпечаток привалочной плоскости второго редуктора с тремя отверстиями под крепежные болты. Обрезав лист по контуру, отпечатавшемуся с редуктора «Москвы-30» и проделав в нем отверстия для водопомпы и выхлопного патрубка «Вихря», наклеил шаблон на простроганную до нужной толщины заготовку проставки из алюминиевого сплава. Контуры шаблона, отверстий водопомпы и газовыхлопа перенес на металл узким зубилом и тщательно наметил центры отверстий под крепежные болты.
Далее заготовку обработал по контуру, высверлил отверстия для помпы и выхлопа, в трех отверстиях под крепежные болты «вихревского» редуктора нарезал резьбу М8, а четыре отверстия диаметром 8 мм рассверлил до диаметра 10,5 мм на глубину 11—12 мм. В эти углубления вошли головки болтов, оказавшиеся под плоскостью разъема редуктора «Вихря». Конусную наружную поверхность головок этих болтов пришлось опилить до цилиндрической.
Закрепив проставку к дейдвуду «Москвы-30», я приступил к изготовлению новой рессоры. Основную часть использовал от рессоры «Вихря», а верхнюю часть со шлицами — от рессоры «Москвы». Другой конец этой части рессоры обработал под квадратную втулку рессоры «Вихря» — 10X10 мм с допуском ±0,1 мм. Этот конец запрессовывается во втулку, для чего ее нужно нагреть паяльной лампой до красного каления и, забив часть рессоры от «Москвы» в квадрат при помощи свинцового молотка, медленно охладить в масле. Длину отрезка рессоры «Москвы», как и трубки системы охлаждения, следует определять по месту.
Тягу реверса тоже пришлось обрезать и на ее конце нарезать резьбу М6 для соединения с переходником, при помощи которого соединяются концы обеих тяг. Окно в дейдвуде «Москвы-30» для выполнения этой операции не пригодно: размером 25X35 мм его нужно прорезать с другой стороны. Через это окно вводится винт М5, который должен соединить концы тяг. Чтобы квадратный наконечник рессоры не задевал верхний коленчатый поводок тяги реверса, рычаг нужно удлинить на 15 мм.
Советую переделать к систему зажигания «Москвы-30» — поставить выносные трансформаторы-бобины от мотоцикла «ИЖ-56». Для этого нужно снять штатные катушки зажигания и отмотать вторичную обмотку до появления конца первичной обмотки, который соединяется с клеммой бобины. Бобины необходимо установить на место крепления электростатера так, чтобы они не мешали вращению маховика.