Электростартеры от мотора «Москва-25Э» можно приобрести в торговой сети. При установке на «Нептун-23» штатную шестерню стартера лучше заменить шестерней, которая имеет число зубьев z=9, модуль m=2,5 мм с корригированным зубом, угол зацепления — 20°, диаметр окружности выступов — 29,9 мм, диаметр окоужности впадин — 18,275 мм, глубину впадин — 5,625 мм; материал — Ст. 40; калить до твердости HRC 48-52; остальные данные соответствуют штатной шестерне.
Зубчатый венец изготовлен мною из нержавеющей стали. Число зубьев z=73, модуль m=2,5 мм, зуб — корригированный; угол зацепления — 20°, диаметр окружности выступов — 197,6-0,2; диаметр окружности впадин— 186,35-0,2, глубина впадин — 5,625, ширина зуба — 10 мм. Межцентровое расстояние в передаче составило 108,75 мм. Посадочный диаметр венца — 174+0,08; диаметр проточки на маховике — 174,3-0,05. Насаживается венец на проточку маховика жестко, без дополнительной фиксации. Все остальные данные по проточке на маховике и по изготовлению венца, кроме закаливания, можно найти в «КЯ» №38 (1972 г.).
Стартер прикреплен к мотору при помощи кронштейна и хомута, зафиксирован установленным в кронштейне штифтом диаметром 5 мм. Отверстие 5,2 мм в корпусе (статоре) стартера под штифт следует просверлить по месту при вставленном стартере так, чтобы зазор между нижними торцами шестерни стартера и венца составил 0,5—1 мм.
Кронштейн изготовлен из двух книц и двух радиусных планок, соединенных межу собой электросваркой. Кронштейн прикреплен к двигателю удлиненными на длину книц болтами, стягивающими картер двигателя.
Изготовленный из полосовой нержавеющей стали толщиной 1,5 мм хомут, при помощи которого стартер крепится к кронштейну, установлен в верхней части кронштейна и стянут болтом М6.
В описываемый кронштейн можно устанавливать любой стартер диаметром 80 мм с любыми бендиксами.
Магнитный включатель применен от автомашины «Запорожец» и размещен в лодке рядом с аккумулятором.
Электропитание для подзарядки аккумуляторов осуществляется через выпрямитель, выполненный по мостиковой схеме на диодах 242А, установленный с левой по ходу стороны мотора и прикрепленный к двигателю на средней шпильке блока цилиндров. Электросхема подключения стартера тождественна помещенной в «КЯ» №38 (см. также «Справочник по катерам, лодкам и моторам». Л., «Судостроение», 1983).