Как известно, отечественные лодочные подвесные моторы не имеют устройства для контроля и регулирования температуры в системе охлаждения. Однако опасности перегрева можно избежать, если использовать серийно выпускаемое биметаллическое реле теплового контроля — РТГК. Это реле, предназначенное для аварийного отключения герметичных компрессоров торговых холодильников при нагреве корпуса до температуры 90 ±1 °С, имеет параметры, позволяющие устанавливать его непосредственно на блоке цилиндров подвесного мотора. Оно надежно работает в условиях вибрации.
Чтобы установить реле на «Нептуне-23», на плоском участке в верхней части блока цилиндров над выхлопным коллектором, следует изготовить из стали или алюминия специальный кронштейн.
Проще всего выполнить схему для аварийного отключения одного из цилиндров, например, нижнего. В этом случае низковольтный провод с трансформатора нижнего цилиндра следует отсоединить от клеммной колодки и припаять к одной из клемм реле, а вторым проводом соединить клеммную колодку и второй контакт реле. В результате реле оказывается включенным последовательно с обмоткой низкого напряжения трансформатора, сеть при нагреве до 90 ±1 °С разрывается. Через 1—2 мин после остывания реле можно замкнуть вторично.
Если при перегреве двигателя отключаются оба цилиндра, на кронштейне вместе с реле РТГК следует закрепить конденсатор типа МБГП-0,25 напряжением 300-400 В. Один из его контактов необходимо последовательно соединить с контактом реле, штатные конденсаторы, размещенные на панели магнето, отсоединить от прерывателей (их можно оставить на своем месте). К освободившимся контактам прерывателей нужно подсоединить два гибких проводника: один из них подвести через отверстия в панели магнето к контакту реле, второй — к контакту конденсатора. При работе мотора один прерыватель будет разомкнут, второй замкнут, и наоборот. Защита от перегрева предусматривает отключение сразу обоих цилиндров, а конденсатор С может работать на оба цилиндра.
Система опробована и работает надежно в течение нескольких навигаций.