О том, что при двухмоторной установке желательно иметь гребные винты противоположного направления вращения, хорошо знают все водномоторники (вопрос о влиянии направления вращения гребных винтов на скорость и управляемость не раз рассматривался на страницах «КиЯ»). Известно, что спортсмены в гонках иногда включают один из двух моторов, имеющих одинаковое направление вращения винта, на задний ход и благодаря этому получают прирост скорости в несколько километров в час, а главное — добиваются лучшей устойчивости на курсе (естественно, что на этом моторе необходимо заменить гребной винт, чтобы на заднем ходу он создавал тягу вперед).
Длительная работа, например «Вихря», на заднем ходу нежелательна, так как конструкция опор гребного вала не рассчитана на постоянное восприятие упора винта на заднем ходу. Поэтому иногда на мотолодки устанавливают разнотипные моторы: в дополнение к «Вихрю» или «Нептуну» (с правым вращением винта) ставят «Привет-22» — единственный отечественный мотор, имеющий левый гребной винт.
Изготовив несколько несложных деталей, можно приспособить редуктор «Вихря» для работы с винтом левого вращения: это даст возможность при двухмоторной установке применить однотипные подвесные моторы, что целесообразно с точки зрения удобства эксплуатации и ремонта.
В сделанной мной конструкции редуктора левого вращения пришлось отказаться от заднего хода: для обеспечения маневренности вполне достаточно иметь задний ход на одном из двух моторов, а холостой ход есть у каждого двигателя.
Для установки подшипников необходимо изготовить новый стакан 3 (лучше всего сделать его из нержавеющей стали). С помощью круглого напильника или наждачного камня на боковой поверхности стакана выпиливается лунка для прохода тяги реверса.
Втулка 4 вытачивается из бронзы. На всю ее длину по внутреннему отверстию ножовкой пропиливаются четыре канавки шириной 1,5 и глубиной 1 мм для смазки подшипников и шестерни 5. Уплотнение корпуса редуктора со стороны винта обеспечивается установкой двух сальников 1. Шестерню заднего хода 5 нужно проточить на оправке диаметром 30 ±0,02 мм с чистотой поверхности по 7—8 классу.
Шестерню переднего хода 7 нужно доработать по размерам, указанным на эскизе. Рекомендую подобрать для этой цели уже бывшую в работе шестерню с изношенными с одной стороны зубьями и выступами муфты. В проточку шестерни диаметром 38 мм запрессовывается кольцо 6, служащее для уменьшения хода муфты 10.
При сборке узла гребного вала в стакан 3 сначала запрессовываются манжеты 1, затем ставятся смазанные солидолом шарикоподшипники 7000103 и (с плотным натягом) бронзовая втулка 4. При установке стакана вместе с валом 10 в корпус редуктора необходимо найти такое его положение, чтобы тяга реверса легко двигалась, а кулачки муфты 11 входили в зацепление с кулачками шестерни 5. Зазор в зацеплении шестерен регулируется при помощи колец, устанавливаемых между шестерней и торцом стакана 3.
«Вихрь-М» с переделанным редуктором я эксплуатирую уже четвертый год на «Казаике-2М» и использую на нем гребной винт от мотора «Привет-22» (диаметр 235 и шаг 285 мм). Скорость лодки специально не замерял, но скажу, что у нас на Волге в г. Чебоксарах моя «Казанка» — самая быстроходная среди лодок с двумя подвесными моторами.
После двух сезонов эксплуатации мне пришлось сменить шарикоподшипники 7000103, которые, постоянно воспринимая упор гребного винта, получили большую выработку. Возможно, имеет смысл применить радиально-упорные подшипники.