В описываемой конструкции применен стартер СТ-350 от тракторного пускового двигателя, имеющий диаметр корпуса 80 мм. Число зубьев штатной шестерни стартера — 9, диаметр окружности вершин зубьев — 29,9 мм, впадин — 18,65 мм. Направление вращения якоря — «левое», что избавляет от необходимости менять его на обратное, как это требуется при использовании автомобильного стартера. Выходной вал стартера заменен на вновь изготовленный, с трехзаходной винтовой резьбой. Вся конструкция привода полностью скопирована с системы стартера «Москвы-25Э».
Для установки электростартера с верхней части картера нужно спилить правую (по ходу) опору крепления ручного стартера. Корпус стартера в местах прилегания его к картеру двигателя подпиливается НИ глубину 3 мм, немного опиливаются и соединительные фланцы картера — так, чтобы получилось межосевое расстояние, равное 102,5 мм. В этом случае число зубьев венца маховика составит 73 при модуле 2,5 мм.
Зубчатый венец жестко насаживается в проточку маховика и фиксируется шестью винтами М3.
При выбранных размерах зубчатого венца требуется доработка защитного кожуха для плотной его посадки на место. Можно, конечно, применить венец и шестерню с другими параметрами, уменьшив межосевое расстояние до 100 мм.
Для крепления стартера к двигателю изготовляется кронштейн из дюралюминия. Для уточнения размеров и, следовательно, обеспечения правильности зацепления шестерен в каждом отдельном случае целесообразно сначала изготовить шаблон, подгонкой которого выставляется необходимое межосевое расстояние.
Кронштейн крепится на удлиненные до 100 мм стяжные болты корпусов картера и средней опоры. Один из этих болтов (правый) диаметром 9 мм с резьбой М8 является центрирующим. При необходимости глубину зацепления зубьев шестерен в небольших пределах можно регулировать прокладками в виде полуколец, устанавливая их между корпусом стартера и хомутами кронштейна.
По высоте стартер устанавливается так, чтобы его шестерня, находясь в крайнем верхнем положении, не доходила до стенки маховика на 1 ±0,5 мм.
В качестве включателя стартера можно использовать любой контактор, рассчитанный на ток не менее 150 А. Если применяется электромагнитное включающее устройство, со стартера удаляется рычаг управления шестерней, а окно закрывается пластинкой. Контактор может быть расположен как на моторе, так и в лодке.
Для крепления на моторе штатного ручного стартера необходимо изготовить из дюралюминия кронштейн, закрепить его на удлиненные болты, стягивающие среднюю опору картера, опилить у корпуса стартера левую опору и приварить ее напротив вновь установленного кронштейна.
Несколько слов о материале для зубчатого венца. Венец, изготовленный из обычной «магнитной» стали, «шунтирует» постоянные магниты маховика, о чем предупреждают авторы статьи «Четырехцилиндровый «Вихрь», опубликованной в сборнике №87, однако это не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на надежность запуска и работы двигателя.
При работе системы зажигания с маховиком без зубчатого венца и с маховиком, снабженным венцом из стали Ст.40, по сравнению с маховиком без венца, напряжение, наводимое в катушках зажигания, уменьшается не более чем на 30% во всем диапазоне частот вращения. Этого вполне достаточно для образования мощного искрового разряда в свечах. Правда, явление шунтирования отрицательно сказывается на работоспособности системы энергоснабжения: уменьшение напряжения на 30% практически исключает возможность использования генераторных катушек для подзарядки аккумулятора. Например, при частоте вращения коленчатого вала 400 об/мин переменное напряжение на катушках составляет всего лишь около 9 В. Однако домотка каждой катушки еще на 30 витков и пропилы в полюсных наконечниках магнитопровода (см. сборник №84) полностью восстанавливают величину напряжения до номинального значения.
Тем не менее, зубчатый венец целесообразнее изготовить из немагнитного или маломагнитного материала (например, из некоторых марок нержавеющей стали). Собранный маховик перед установкой на коленчатый вал необходимо сбалансировать.