Рассматриваемое ДУ газом-реверсом для мотора «Нептун-23» имеет ряд преимуществ перед традиционными. Оно целиком помещается под капотом мотора; хорошо защищено от песка и воды (так как механизм укреплен непосредственно на моторе); не нарушается регулировка реверса при деформации амортизаторов упругой подвески, появляющейся при действии тяги гребного винта. Гибкие тросики, соединяющие исполнительный механизм ДУ с рукояткой, не препятствуют повороту и откидыванию мотора от транца и обладают минимальным треиием. Кнопка заслонки холодного пуска расположена вблизи рукоятки ручного стартера.
В обычно применяемых системах ДУ переключение реверса осуществляется через многозвенную связь: тросы, рычаги, кулачки, валики, серьги. Неизбежные зазоры и деформации в этих звеньях приводят к неполному зацеплению кулачков муфты реверса и их повреждению. В описываемом устройстве механизм переключения реверса подсоединен непосредственно к рычагу на моторе, все промежуточные звенья исключены, неполное включение и саморасцеплеиие кулачков муфты исключены.
В конструкции использованы легкодоступные детали: тросы в боуденовской оболочке от мотоцикла, шарикоподшипник № 202 и кнопка подсоса от автомобиля; имеется пять точеных деталей, а остальное может быть изготовлено самостоятельно при помощи тисков и слесарного инструмента. Материал деталей 7, 32, 33, 35 — алюминиевый сплав любой марки, остальные детали выполняются из любой поделочной стали.
Коротко о работе механизма. Рукоятка управления 32, расположенная на пульте около водителя, через блочок 33 и два троса 25 в боуденовской оболочке 22 связана со шкивом 12 исполнительного механизма, снабженным пальцем 21. Через шатун 9 и рычаг 3 палец управляет дроссельной заслонкой карбюратора и опережением зажигания, а через лекало 15 — переключением реверса.
При переключении реверса шатун 9 находится около нижней мертвой точки, дроссельная заслонка карбюратора лежит па упорном винте, незначительное перемещение верхней головки шатуна компенсируется слабиной тросика 28 заслонки. При дальнейшем повороте шкива палец скользит по поверхности лекала 15, удерживая реверс во включенном положении, и поднимает шатун 9, прибавляя газ и опережение зажигания.
При сборке механизма вороток 26 запрессовывают во втулку 14, палец 21 — в отверстие шкива 12, затем расклепывают его конец со стороны шкива. В шкив 12 запрессовывают шарикоподшипник 13, ставят две фетровые шайбы 17 и запрессовывают втулку 14 так, чтобы она на 1 мм выступала за плоскость обоймы 11 с другой стороны.
Палец 27 запрессовывают в рычаг 2 и расклепывают выступающий конец. Ось 16 и палец 10 ввинчивают до отказа в панель 6, опиливают их концы с обратной стороны вровень с поверхностью панели и закернивают от вывертывания.
Для монтажа на моторе необходимо сиять румпель и все штатные детали управления, кроме рычага реверса, взамен плоской шайбы рычага реверса установить лекало 15, надеть пружинную шайбу и наживить гайку. Поводок основания магдино следует заменить дет. 1. Далее нужно отвинтить два винта, скрепляющие половинки средней части картера, надеть на эти винты панель 6 и затянуть винты, следя за тем, чтобы палец 27 находился в прорези дет. 1. При навинчивании втулки 14 на ось 16 необходимо следить за тем, чтобы палец 21 вошел в ушко шатуна 9 и окно лекала 15. Зазор между пальцем 21 и лекалом 15 в положении «вперед» и «назад» должен быть одинаковым.
В гильзу 19 на глубине 5—8 мм вставляется отрезок оболочки троса 18 длиной 150 мм, который затем припаивается к гильзе оловом. Далее гильза запрессовывается в отверстие для валика румпеля, а свободный конец оболочки троса крепится хомутиком из жести, поджатым под гайку крепления карбюратора. В гильзу вставляют тягу и стержень автомобильной кнопки подсоса 20.
Тросик газа 28 от дроссельной заслонки вводят в отверстие дет. 3 и закрепляют в ролике 7.
Теперь можно отрегулировать длину троса, обеспечив закрытие заслонки карбюратора и слабину 1—2 мм при нейтральном положении реверса.
Тягу кнопки подсоса вводят в отверстие рычага 3, обеспечив касание рычага в упорный винт при вдавленной кнопке подсоса и подъем заслонки карбюратора па 6—8 мм при вытягивании кнопки и положении реверса на нейтрали.
Обычные тросы в боуденовской оболочке, используемые для мотоциклов и мотоколясок, для лодки оказываются недостаточно длинными. Если у вас пет 2-миллиметрового стального тросика необходимой длины в составной оболочке, следует провести вдоль борта любые достаточно прочные тросики или проволоки без оболочки и надставить их гибким тросиком у ролика рукоятки 33 и тросом в оболочке между последним шпангоутом и обоймой шкива 12 на моторе. При этом нужно учитывать, что ход троса составляет около 120 мм и оболочка не должна натягиваться при любом подъеме и повороте мотора.
На ролике рукоятки и шкиве 12 концы тросика газа завязывают тугим узлом, опаивают этот узел оловом и вкладывают трос через щель в реборде так, чтобы место крепления не подвергалось перегибам при работе ДУ.
Если корпус лодки имеет ось для рукояток ДУ, основание 35 для крепления рукоятки не нужно, а диаметр отверстия для оси в оболочке рукоятки 33 следует соответственно изменить.
На чертежах также обозначены: 4 — полая ось; 5 — винт М6 крепления деталей управления газом и опережения зажигания к панели 6; 8 — шплинт 1,5Х10; 23 — упор боуденовской оболочки; 24 — стопорная гайка; 29 — шайба; 30 — винт М6X60.